Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2006 по делу N А82-2392/2006-9 Если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 декабря 2006 года Дело N А82-2392/2006-9“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Терешиной Н.М., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., без участия представителей, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, на решение от 12.10.2006 по делу N А82-2392/2006-9 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Суховерховой И.В., по иску муниципального унитарного предприятия “Ярославская городская электросеть“, г. Ярославль, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, 3-и лица - департамент финансов мэрии города Ярославля,
департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, о взыскании 425388 рублей 28 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Ярославская городская электросеть“ (далее - МУП “ЯГЭ“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области о взыскании 425388 рублей 28 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с 01.02.2003 по 30.11.2004 отдельным категориям граждан льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Указом Президента Российской Федерации от 08.06.1996 “О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 года“.

Определением от 08.08.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечен департамент финансов Ярославской области.

Суд первой инстанции установил факт недостаточного выделения бюджетных средств на реализацию названного Закона и решением от 12.10.2006 удовлетворил исковые требования (в размере 425388 рублей 28 копеек) за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

На состоявшийся судебный акт Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области подало кассационную жалобу, в которой просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа изменить решение и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 5 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2002 N 334 (действие продлено на 2003 - 2004 годы), полагает, что первоначально расходы по исполнению этого Закона осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и
местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета, то есть финансирование льгот из федерального бюджета по названному Закону возможно только после представления субъектом Российской Федерации сведений о фактически понесенных расходов за счет собственных средств.

Ответчик указывает, что возложенные на него обязанности федеральными законами Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ по реализации Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ исполнены в полном объеме.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность решения от 12.10.2006 Арбитражного суда Ярославской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в период с 01.02.2003 по 30.11.2004 МУП “ЯГЭ“ предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за электрическую энергию, предусмотренные Законом “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Неполное возмещение расходов по предоставлению льгот явилось основанием обращения МУП “ЯГЭ“ с настоящим иском в арбитражный суд.

В статье 16 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ лицам, подвергшимся политическим репрессиям, предоставлено право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 Закона).

В соответствии с пунктами 1 и 6 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона “О реабилитации жертв
политических репрессий“, утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2002 N 334 и продленных на 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80, финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций.

Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае имело место недостаточное выделение средств из федерального бюджета на реализацию указанных законов (о чем департамент финансов Ярославской области сообщал в Министерство финансов Российской Федерации в форме установленных отчетов, л. д. 67 - 71).

Как следует из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание
должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств выделения из федерального бюджета денежных средств конкретно на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“, в том числе по Ярославской области, и поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил предъявленный иск с данного ответчика.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1000 рублей относится на заявителя и взыскивается в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.10.2006 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2392/2006-9 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе. Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ТЕРЕШИНА Н.М.

Судьи

КАШИРСКАЯ Н.А.

НОГТЕВА В.А.