Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2006 по делу N А65-14714/2005-СА1-36 Организации могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 31 января 2006 года Дело N А65-14714/2005-СА1-36“

(извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие “Горпечать“, г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району г. Казани о признании незаконным и отмене Постановления N 60 от 07.06.2005 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.07.2005, оставленным без изменения Постановлением
апелляционной инстанции от 04.10.2005, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое Постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району г. Казани обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления МУП “Горпечать“ отказать, полагая, что последнее привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями законодательства.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 5 и 14 мая 2005 г. должностными лицами налогового органа проведены проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением в принадлежащих заявителю киосках, расположенных по адресам: г. Казань, ул. Горьковское шоссе - ул. Окольная, и ул. Халтурина - ул. 25 лет Октября.

В ходе проверки установлено, что контрольно-кассовые машины в киосках отсутствуют, при продаже сопутствующих товаров - бланков удостоверений на суммы 8 руб. 50 коп. и 13 руб. - контрольно-кассовая машина продавцами не была применена.

По данным фактам в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2005 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем налогового органа вынесено Постановление N 60 от 07.06.2005, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 30000 руб.

Признавая незаконным и
отменяя данное Постановление, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.

Из представленных заявителем ежемесячных товарных отчетов киосков видно, что учет выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Обратного налоговый орган не доказал.

Между тем в силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Судами рассматривался довод налогового органа, ссылавшегося на объяснения продавцов Сосуновой Л.Д. и Богомоловой Т.А. в подтверждение отсутствия раздельного учета, и сделан вывод, что эти объяснения не свидетельствуют об отсутствии у заявителя раздельного учета выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров.

Переоценивать выводы судебных инстанций у суда кассационной инстанции оснований не имеется.

На момент вынесения оспариваемого Постановления N 60 от 07.06.2005 распоряжением Кабинета
Министров Республики Татарстан от 26.05.2005 N 740-р утвержден Примерный ассортимент сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках Республики Татарстан, реализация которых может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.

Как установлено судами, ассортимент реализуемых в киосках заявителя товаров соответствует перечню, содержащемуся в названном распоряжении.

До издания указанного распоряжения заявитель руководствовался перечнем сопутствующих товаров, утвержденным Управлением торговли, общественного питания и потребительских услуг Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан по городу Казани.

При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что деятельность заявителя подпадает под действие п. 3 ст. 2 Закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, что дает ему право осуществлять продажу товаров без применения контрольно-кассовой техники и исключает привлечение его к административной ответственности за ее неприменение.

Принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и подлежат оставлению без изменения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.07.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 04.10.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-14714/2005-СА1-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.