Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2006 по делу N А55-13527/2005-30 В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации; налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 января 2006 года Дело N А55-13527/2005-30“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары

на решение от 12 сентября 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-13527/2005-30

по заявлению Закрытого акционерного общества “Нильс-Кубань“, г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары, с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску, об оспаривании действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Нильс-Кубань“ (далее -
Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары (далее - Налоговая инспекция, ИФНС РФ по Ленинскому району г. Самары), выразившихся в отказе в постановке на учет и обязании Налоговой инспекции поставить Общество на налоговый учет.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2005 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на пропуск Обществом предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обращение в суд с вышеназванным заявлением. Кроме того, как полагает налоговый орган, отказ заявителю в постановке на учет является законным, так как основан на п. п. 3.6.1 и 3.6.3 “Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц“, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (далее - Порядок).

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебное решение, полагая, что оно законно, и указывая на его исполнение налоговым органом 12.09.2005.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Общество состояло на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС РФ по г. Новороссийску).

Решением общего собрания акционеров Общества от 12.07.2004 было произведено изменение
его местонахождения: с прежнего - по адресу: г. Новороссийск, ул. Куникова,90, на новое - по адресу: г. Самара, ул. Садовая,140.

Указанные изменения были внесены в учредительные документы и 14.07.2004 ИМНС РФ по г. Новороссийску была внесена запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2042309089865, о чем выдано свидетельство серии 23 N 002787345.

Уведомлением от 14.07.2004 ИФНС РФ по г. Новороссийску подтвердила факт снятия Общества с налогового учета в данном налоговом органе.

12.04.2005 заявитель обратился в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Самары о постановке на налоговый учет.

Письмом от 18.04.2005 N 06-10/2214 ИФНС РФ по Ленинскому району г. Самары со ссылкой на Приказ ИФНС РФ по Ленинскому району г. Самары сообщила заявителю о невозможности постановки его на налоговый учет в связи с непоступлением в Налоговую инспекцию сведений о снятии налогоплательщика с учета и соответствующей выписки из ЕГРЮЛ по каналам связи от ИФНС РФ по г. Новороссийску.

Отказ в постановке на налоговый учет Общество обжаловало в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в постановке на учет препятствует заявителю в осуществлении его прав налогоплательщика и поэтому является незаконным.

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 10 этой же статьи налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить
постановку их на учет.

Согласно п. 4 ст. 84 Кодекса, если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика-организации осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете: на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

В соответствии с п. п. 3.6.1 вышеназванного Порядка снятие с учета осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.

Сведения о снятии организации с учета в связи с изменением места нахождения и выписка из ЕГРЮЛ по каналам связи направляются в налоговый орган по новому месту нахождения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия организации с учета.

Учетное дело организации пересылается в налоговый орган по новому месту нахождения организации в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе.

Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

Постановка на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за
днем получения выписки из ЕГРЮЛ из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица (УМНС России по субъекту Российской Федерации в случае осуществления государственной регистрации в соответствии со специальным порядком). Датой постановки организации на учет является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.

Как установлено судом и видно из материалов дела, ИФНС РФ по г. Новороссийску с нарушением указанных сроков 18.11.2004 ошибочно направила необходимые документы в ИФНС по Куйбышевскому району г. Самары, а затем - 03.05.2005 - по надлежащему адресу в ИМНС по Ленинскому району г. Самары.

Следовательно, суд первой инстанции правильно указал на нарушение прав заявителя незаконными действиями налоговых органов, выразившихся в создании условий, при которых постановка на налоговый учет не могла быть произведена, и обязал ИФНС по Ленинскому району г. Самары выполнить действия по постановке Общества на учет.

Довод налогового органа о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) правомерно расценен судебными инстанциями как необоснованный.

Из дела видно, что Общество узнало о нарушении своих прав из письма налогового органа от 18.04.2005 N 06-10/2214, полученного от 01.06.2005. В суд Общество обратилось 05.07.2005, то есть в пределах указанного срока.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного решения.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12 сентября 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-13527/2005-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.