Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2006 по делу N А38-1880-17/200-2006 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы имеют право на получение льготы по земельному налогу. Основания для взыскания штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации отсутствуют, т.к. сумма налога, подлежащая уплате по несвоевременно представленной декларации, равна нулю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 ноября 2006 года Дело N А38-1880-17/200-2006“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл на решение от 12.07.2006 по делу N А38-1880-17/200-2006 Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятое судьей Лабжания Л.Д., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по
Республике Марий Эл от 15.05.2006 N 13 и требования об уплате налога от 22.05.2006 N 7396 и

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 15.05.2006 N 13 и требования об уплате налога от 22.05.2006 N 7396.

Решением суда от 12.07.2006 заявленные требования удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1. По мнению заявителя, Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением, в систему органов государственной власти и управления не входит и, следовательно, его территориальные органы не имеют права на льготу по земельному налогу.

Управление в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, считает решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Управления по
вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 и установила неуплату названного налога в сумме 28011 рублей вследствие неправомерного применения льготы, установленной в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, а также факт непредставления в установленный законом срок декларации по земельному налогу за 2003 год.

Результаты проверки отражены в акте от 14.04.2006 N 17, на основании которого с учетом представленных налогоплательщиком возражений руководитель Инспекции вынес решение от 15.05.2006 N 13 о привлечении Управления к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3017 рублей, по пункту 2 статьи 119 Кодекса - в размере 27776 рублей. В решении Управлению также предложено перечислить в бюджет неуплаченную сумму налога и соответствующую сумму пеней.

Инспекция направила в адрес Управления требование от 22.05.2006 N 7396 об уплате доначисленного по результатам проверки земельного налога.

Управление не согласилось с данными ненормативными актами налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Руководствуясь пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“; статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“; пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1; статьями 69, 80, 119 Налогового кодекса Российской Федерации; частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации относятся к организациям, имеющим право на льготу по земельному налогу,
и удовлетворил заявленные требования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

В статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.

В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ установлено, что государственная казна Российской Федерации, в состав которой входят денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации, отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N
167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы“, по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов “в“, “ж“), 72 (пункта “ж“ части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации“, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являющиеся государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, имеют право на льготу по земельному налогу на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика
о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Кодекса).

Обязанность по представлению налоговой декларации не зависит от наличия или отсутствия у налогоплательщика льготы по уплате налога.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для применения ответственности, предусмотренной в статье 119 Кодекса.

Согласно пункту 2 этой статьи непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Из содержания данной нормы следует, что сумма взыскиваемого штрафа зависит от суммы налога, которая подлежит уплате по несвоевременно представленной декларации. Условия о минимальном размере штрафа пункт 2 статьи 119 Кодекса не содержит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Управление не представило в установленный законом срок декларацию по земельному налогу за 2003 год, то есть состав правонарушения, предусмотренный в пункте 2 статьи 119 Кодекса, имеет место. Однако, поскольку сумма земельного налога, подлежащая уплате по несвоевременно представленной декларации, равна нулю (в связи с обоснованным применением налогоплательщиком налоговой льготы), основания для взыскания с него штрафа в соответствии с названной нормой у налогового органа отсутствуют.

При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл
правомерно удовлетворил требование Управления и признал оспариваемые решение и требование Инспекции недействительными.

Арбитражный суд Республики Марий Эл правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.07.2006 по делу N А38-1880-17/200-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

МАСЛОВА О.П.

Судьи

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

ШУТИКОВА Т.В.