Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2005 по делу N 10АП-759/05-АК Полностью освобождаются от уплаты земельного налога государственные унитарные предприятия, осуществляющие эксплуатацию гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые гидротехническими сооружениями, в пределах полосы их отвода.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 25 апреля 2005 г. Дело N 10АП-759/05-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2005 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Л.М., судей - Аб-ва А.В., К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ан-вым А.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - М.М.С. - главный бухгалтер, доверенность от 18.04.2005 N 299, от ответчика - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Домодедово на решение Арбитражного суда Московской
области от 31 января 2005 г. по делу N А41-К2-19735/04, принятое судьей П., по иску (заявлению) муниципального унитарного предприятия “Домодедовский водоканал“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Домодедово о признании частично недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие “Домодедовский водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Домодедово о признании недействительным решения от 26.08.2004 N 113 в части доначисления платы за землю в сумме 1672765,98 руб., пени - 627605,61 руб., штрафа в сумме 167953 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы по земельному налогу, по пункту 3 статьи 120 НК РФ и в части доначисления недоимки по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 79474 руб., пени - 33885 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением суда от 31.01.2005 по делу А41-К2-19735/04 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии у МУП “Домодедовский водоканал“ льготы: предприятие освобождено от уплаты земельного налога за земли водного фонда, занятые гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода. Суд признал неправомерным исчисление налогооблагаемой базы по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы по цене реализации питьевой воды абонентам.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС РФ по г. Домодедово, в которой она просит решение суда отменить, полагая неправомерным заявление муниципальным унитарным предприятием в 2002 г. льготы по земельному налогу, поскольку числящиеся на балансе предприятия основные средства: скважины, водонапорные башни и водозаборные узлы - в нарушение Федерального закона от 21.07.1997
N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ не внесены в реестр гидротехнических сооружений, в связи с чем данные объекты не относятся к гидротехническим сооружениям.

В обоснование произведенного доначисления денежных средств за реализованную воду налоговая служба ссылается в апелляционной жалобе на Федеральный закон от 30.12.1995 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“: ставки отчислений устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие Инспекции ФНС РФ по г. Домодедово, которой представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Как установлено материалами дела, заместителем руководителя ИМНС РФ по г. Домодедово на основании акта выездной налоговой проверки МУП “Домодедовский водоканал“ от 29.07.2004 N 283/12 вынесено решение от 26.08.2004 N 113 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, в том числе по пункту 3 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в систематическом (два раза и более в течение налогового периода) неправильном и несвоевременном отражении на счетах бухгалтерского учета (Дт счета 20 “Основное производство“ и Кт счета 68 “Расчеты с бюджетом по земельному налогу“) и в отношении отчетности хозяйственных операций, повлекшее занижение налоговой базы по земельному налогу, в виде штрафа в сумме 167953 руб. (1679533,98 x 10%). Предприятию также доначислено в том числе 1672765 руб. земельного налога за 2002 г. по землям, занятым гидротехническими сооружениями, 145921 руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, также на эти суммы начислены пени.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 23 статьи 12 раздела
4 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, а не пункт 23 раздела 4.

В ходе налоговой проверки инспекция со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ пришла к выводу о том, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой по плате за земли, на которых расположены гидротехнические сооружения, числящиеся на балансе МУП “Домодедовский водоканал“ как основные средства: скважины, водонапорные башни и водозаборные узлы. По мнению налоговой службы, указанные сооружения не относятся к гидротехническим и земли, занятые ими, не подпадают под льготное налогообложение, предусмотренное пунктом 23 раздела 4 Закона РФ “О плате за землю“.

Данные выводы не соответствуют действующему налоговому законодательству и обстоятельствам дела.

Согласно приложению N 1 к решению Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 18.05.1999 N 79/9, земли, занятые отдельно стоящими арт. скважинами, водонапорными башнями и водозаборными узлами, являются землями общего пользования (л. д. 47 - 48), которые, в соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона РФ “О плате за землю“ от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Статьями 13 и 14 Закона РФ “О плате за землю“, статьей 39 Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ установлено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся или остающейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Кроме того, пунктом 23 статьи 12 Закона РФ “О плате за землю“ полностью освобождаются от уплаты земельного
налога государственные унитарные предприятия, осуществляющие эксплуатацию гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода.

Письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 08.06.2002 N 1127 подтверждает, что выделенные земельные участки предназначены для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений и объектов водопроводного назначения с целью их эксплуатации (л. д. 49).

В письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области от 16.11.2003 сообщается, что земли, выделяемые для установления полос отвода, зон санитарной охраны водозаборных узлов и артезианских скважин МУП “Домодедовский водоканал“, относятся к землям водного фонда, а артезианские скважины и водозаборные узлы - к гидротехническим сооружениям.

Ссылка налоговой службы на Федеральный закон “О безопасности гидротехнических сооружений“ не относится к предмету рассматриваемого спора. В силу статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Вышеуказанный Закон к таковым не относится, так как в силу преамбулы регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Обстоятельствами, послужившими основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ, согласно акту проверки, послужили: неправильное определение площади земель, занимаемых скважинами N 1, д. Павловское, N 1, д. Шестово, N 1, 2, д. Жеребятьево, водозаборным узлом N 6; невключение в сводную налоговую декларацию за 2001
г. Ф.И.О. Ф.И.О. Семивраги, что привело к занижению налоговой базы. Событием налогового правонарушения налоговый орган считает неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в налоговых декларациях по земельному налогу хозяйственных операций (Дт счета 20 “Основное производство“ и Кт счета 68 “Расчеты с бюджетом по земельному налогу“), повлекшее занижение налоговой базы по земельному налогу.

Расчет штрафа произведен от всей суммы недоплаченного, по мнению инспекции, земельного налога (1679533,98 руб. x 10%), в том числе и по землям, освобожденным от взимания платы за землю.

Указанные в акте проверки деяния - неправильное определение площади земельных участков и невключение части земель в сводную декларацию - не свидетельствуют о нарушении предприятием правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и не подпадают под состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ, в том числе частью 3.

Занижения налоговой базы недостаточно для вывода о совершении грубого нарушения правил учета объектов налогообложения.

При определении недоимки по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 145921 руб. за 2002 г. инспекцией за налогооблагаемую базу принята цена реализации питьевой воды абонентам, что не соответствует законодательству.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ установлено, что налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы относится к федеральным налогам, в связи с чем объект налогообложения и порядок определения налоговой базы устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ от 13.12.1995 N 224-ФЗ, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются в процентном отношении от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Понятие первого товарного продукта и порядок определения стоимости первого
товарного продукта законом не определены.

Согласно пункту 3 Инструкции Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, налоговой базой по отчислениям на воспроизводство МСБ по подземным водам является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Госгортехнадзора России N 76 имеет дату 10.12.1998, а не 10.11.1998.

Подпунктом “в“ пункта 9 “Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами“, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.11.1998 N 76, определено, что под первичной обработкой для подземных вод понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, которые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и доставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю, предусмотренные технологической схемой.

Следовательно, Инспекцией МНС РФ по г. Домодедово ошибочно выявлено завышение суммы недоимки по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы на сумму 79474 руб., согласно справке по расчету отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за реализованные в 2001 г. услуги по водоснабжению, которые фактически были оплачены потребителями (л. д. 86), и, соответственно, завышены пени на сумму 33885 руб.

Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2005 г. по делу А41-К2-19735/04 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Домодедово - без удовлетворения.