Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2005, 26.04.2005 по делу N А40-6729/05-118-77 Суд удовлетворил требование о признании недействительным решения налогового органа о нарушении заявителем налогового законодательства в результате занижения налогооблагаемой базы, т.к. заявитель обоснованно включил в сумму льготы по НДС суммы от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир, техническому обслуживанию, утилизации отходов, содержанию лифтового хозяйства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2005 г. Дело N А40-6729/05-118-7726 апреля 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2005 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2005 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи К.Е. (единолично), протокол ведет судья, с участием: от истца - К.Н., дов. от 06.02.05; от отв. - С., дов. от 28.02.05, М., дов. от 11.01.05, рассмотрел дело по иску ФГУП “Росэнергоатом“ к МРИ МНС РФ по КН N 4 о признании недействительным решения N 61 от 26.11.2004,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен ФГУП “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“ к
МРИ МНС РФ по КН N 4 о признании недействительным решения N 61 от 26.11.2004 (л. д. 48). Судом произведена процессуальная замена ответчика на МРИ ФНС N 4 по КН в связи с реорганизацией.

Требования обоснованы следующим. По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за март 2003 года, на основании акта камеральной проверки от 12.11.04 N 143 принято решение N 61 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности“. Согласно обжалуемому решению в ходе проверки выявлены нарушения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в результате необоснованного включения в сумму льготы по НДС сумм от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир; техническому обслуживанию; утилизации отходов; содержанию лифтового хозяйства. Установлено занижение налогооблагаемой базы на 3684750 руб.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Согласно ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ вводится в действие с 01 января 2004 года. До 01 января 2004 года освобождается от налогообложения НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях. Истец ссылается на то, что в законодательстве о налогах и сборах отсутствует понятие “услуги по предоставлению в пользование жилых помещений“.
Истец ссылается на п. 5 статьи 38 НК РФ, который определяет услугу для целей налогообложения как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 50, 55, 57 Жилищного кодекса РСФСР, а не Жилищного кодекса РФ.

Далее истец ссылается на ст. 36 ГК РФ, согласно которой жилое помещение может быть предоставлено во владение и/или пользование физическим лицам на основании договора аренды или иного договора, и на статьи 50, 55, 57 ЖК РФ, согласно которым пользование жилыми помещениями в домах государственного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. За пользование жилыми помещениями вносится квартирная плата, помимо нее, взимается плата за коммунальные услуги. Согласно статье 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в полном размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В соответствии со ст. 1 названного Закона под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для проживания жилое помещение. Правилами пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.95, наймодатель обязан в соответствии с Правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилого фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося
в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования.

Истцом сделан вывод, что плата по договорам найма жилого помещения включает в себя плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории.

Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в пояснениях (л. д. 64). Ответчик ссылается на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России N 163 от 28 июня 1993 года, согласно которому услуга по предоставлению в пользование жилых помещений относятся к жилищным услугам; ответчиком сделан вывод, что поскольку данный вид услуг является самостоятельным, то именно он подлежит освобождению от налогообложения.

Далее ответчик ссылается на то, что истец является государственным предприятием, т.е. не может получить льготу, предусмотренную только для проживающих в домах ЖСК. Ответчиком также заявлено, что филиалами концерна “Росэнергоатом“ - Смоленской, Курской и Калининской АЭС в составе платы за коммунальные платежи и платы за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения начислялся и удерживался у физических лиц НДС.

Исследовав доказательства по делу, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за март 2003 года, на основании акта камеральной проверки от 12.11.04 N 143 принято решение N 61 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности“. Согласно обжалуемому решению в ходе проверки выявлены нарушения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в результате необоснованного включения в сумму льготы по НДС сумм от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир; техническому обслуживанию;
утилизации отходов; содержанию лифтового хозяйства. Установлено занижение налогооблагаемой базы на 3684750 руб.

Суд соглашается с мнением истца о том, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.

Согласно статье 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в полном размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В соответствии со ст. 1 названного Закона под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для проживания жилое помещение. Правилами пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.95, наймодатель обязан в соответствии с Правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилого фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Согласно ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ вводится в
действие с 01 января 2004 года. До 01 января 2004 года освобождается от налогообложения НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях.

Как следует из материалов дела, истцом предоставляются в пользование жилые помещения и при этом заключаются два договора: договор найма жилого помещения и договор обслуживания жилого помещения. По Калининской АЭС в соответствии с п. 2.1.2 договора найма жилого помещения: пунктами 2.1.1 - 2.1.3 договора на техническое содержание квартир наймодатель обязан осуществлять содержание дома и технических устройств квартиры в соответствии с действующими правилами и нормами технического обслуживания; обеспечивать предоставление коммунальных и других услуг; проводить осмотр мест общего пользования жилых домов, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них.

По Смоленской АЭС: в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.5 договора социального найма жилого помещения (л. д. 103) и в соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.3 договора обслуживания жилого помещения (л. д. 107) наймодатель обязан производить ремонт жилого помещения, содержать в надлежащем порядке места общего пользования, инженерное оборудование и придомовую территорию дома, в состав которой входит жилое помещение.

Для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а также вывоза и утилизации твердых бытовых отходов филиалом Курской АЭС заключались договоры с МУП ЖКХ. Суд учитывает, что от НДС освобождается плата, взимаемая собственником за предоставление в пользование жилого помещения. Подрядная организация не является собственником жилого помещения, предоставления жилого помещения
не осуществляет, квартирная плата поступает собственнику жилья и служит средством расчета последнего с подрядчиками.

Истцом представлены пояснительные записки главных бухг. Смоленской, Курской и Калининской АЭС, из которых следует, что НДС удерживался только с платежей за коммунальные услуги. Суд не принимает ссылку ответчика на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России N 163 от 28 июня 1993 года, согласно которому услуги по предоставлению в пользование жилых помещений относятся к жилищным услугам. Ответчиком сделан вывод, что поскольку данный вид услуг является самостоятельным, то именно он подлежит освобождению от налогообложения.

Как следует из вышеприведенных правовых актов, услуга по предоставлению в пользование жилых помещений включает в себя и обязанность содержания жилого дома и прилегающих территорий в соответствии с установленными нормами и правилами, а также технического содержания дома.

На основании ст. ст. 170 - 171 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение МРИ МНС РФ N 4 по КН от 26.11.04 N 61, вынесенное в отношении ФГУП “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“, как не соответствующее ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Возвратить ФГУП “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“ госпошлину из федерального бюджета в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.