Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2005 по делу N А41-К2-24666/04 Явная несоразмерность суммы штрафа допущенному нарушению, а также отсутствие реального ущерба для бюджета в связи с допущенным ответчиком правонарушением могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение вменяемого правонарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2005 г. Дело N А41-К2-24666/04“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К., протокол судебного заседания вел судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ГУ - УПФР N 9 по г. Москве и Московской области к ФГУП “Московская железная дорога“ МПС РФ по месту нахождения филиала Локомотивное депо “Нахабино“ о взыскании 503919 руб. штрафа, при участии в заседании согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России N 9 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГУП “Московская железная дорога“ МПС РФ по
месту нахождения филиала Локомотивного депо “Нахабино“ о взыскании 503919 руб. штрафа за представление в ГУ - УПФР недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебном заседании по заявлению ответчика в порядке ст. 48 АПК РФ произведена процессуальная замена ответчика по делу - ФГУП “Московская железная дорога“ МПС РФ на ОАО “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“).

Представитель истца иск поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск признал, просил снизить сумму штрафа, указав на ряд смягчающих обстоятельств, в том числе проводимую реорганизацию ФГУП “Московская железная дорога“ МПС РФ, увеличение нагрузки на бухгалтерию ОАО “РЖД“, отсутствие умысла при совершении правонарушения, реального ущерба экономическим интересам, то обстоятельство, что неточные сведения были представлены на 4-х человек и не повлекли неуплату (неполную уплату) пенсий.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что ответчик, зарегистрированный в ГУ УПФР N 9 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя, в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не представил в установленный законодательством срок в территориальный орган страховщика по месту регистрации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (сведения об уплате страховых взносов).

Указанные факты зафиксированы в акте проверки факта своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 09.06.04 N 503, по результатам рассмотрения которого начальником ГУ - УПФР N 9 по г. Москве и Московской области вынесено решение от 23.06.04 N 503 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 503919 руб.,
а также требование о добровольной уплате штрафных санкций от 23.06.04 N 503, направленное ответчику по почте.

В связи с неуплатой штрафа Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ и других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган страховщика сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым исчисляются страховые взносы, и за которые они уплачивают страховые взносы.

Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.

К таким документам относятся: форма АДВ-6-1 (опись документов, передаваемых страхователем в ПФР), список застрахованных лиц, форма СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 (индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах), форма АДВ-11 (ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) с протоколом к ведомости.

Согласно ст. 16 указанного Закона органы ПФР имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного
представления сведений.

Согласно ст. 11 Закона страхователь обязан представлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона страхователь, уклоняющийся от представления достоверных и в полном объеме сведений, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. За представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, предусматривает, что в случаях обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета, страхователь в 2-недельный строк представляет исправленные форм. При этом страхователь выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Как следует из материалов дела, истцом 05.05.04 была обнаружена ошибка в индивидуальных сведениях застрахованного лица, представленных за 2003 год (неправильно указаны фамилия, имя и отчество четырех застрахованных лиц). Срок исправления установлен до 25.05.04. По состоянию на 09.06.04 ошибки ответчиком не были устранены.

С учетом изложенного ответчик правомерно на основании ст. 3 ФЗ от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ подлежит привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 10%, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составляет 503919 руб.

Вместе с тем арбитражный суд считает, что принцип соразмерности наказания
в виде штрафа, вытекающий из требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновные деяния и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуальный подход при наложении взыскания.

КС РФ, разъясняя положения о применении ответственности в виде штрафа, указал, что санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства.

Суд полагает, что явная несоразмерность суммы штрафа допущенному нарушению, а также отсутствие реального ущерба для бюджета в связи с допущенным ответчиком правонарушением (ошибки в индивидуальных сведениях на четырех застрахованных лиц заключаются в том, что неправильно указаны фамилия, имя или отчество одного из четырех застрахованных лиц) в порядке ст. 112 НК РФ могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение вменяемого правонарушения, в связи с чем в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 5000 руб. Следовательно, в остальной части иска в сумме 498919 руб. должно быть отказано.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленный иск является обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ “О государственной пошлине“ и в порядке ст. 110 АПК РФ с ответчика взыскивается в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 500 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 180, 216, 319 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск частично удовлетворить.

Взыскать с ОАО “Российские железные дороги“ (107044, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ИНН 1037739677295) в пользу ГУ - УПФ РФ N 9 по г. Москве и Московской области 5000 руб. штрафа и в доход
федерального бюджета 500 руб. госпошлины.

Выдать исполнительный лист.

В остальной части иска отказать.