Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2005 по делу N 09АП-7062/04-АК Земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению РФ, являются федеральной собственностью.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 28 января 2005 г. Дело N 09АП-7062/04-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 25.01.2005.

Полный текст постановления изготовлен 28.01.2005.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.О.В., судей - С., Л.И.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.О.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мосрегистрации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2004 по делу N А40-47290/03-122-518 судьи Л.О.В. по заявлению ТУ Минимущества РФ “Агентство федерального имущества по г. Москве“ к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы (Мосрегистрации),
3-и лица - ФГУ МКЖТ, правительство Москвы, о признании недействительным отказа в государственной регистрации, при участии: от истца (заявителя) - М. по доверенности N 30-13/125 от 18.01.2005, удостоверение N 0598; Н. по доверенности N 30-13/126 от 18.01.2005, ответчика (заинтересованного лица) - А. по доверенности N 2004/П-14595 от 30.12.2004, удостоверение N 00109, от третьих лиц - от ФГУ “Московский колледж железнодорожного транспорта“ МПС России - З. по доверенности N 10-04/д от 16.11.2004, правительства Москвы - Г. по доверенности N 4-14-11187/4 от 25.06.2004, удостоверение N 0084,

УСТАНОВИЛ:

ТУ Минимущества РФ “Агентство федерального имущества по г. Москве“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы (Мосрегистрации) и третьим лицам - ФГУ “Московский колледж железнодорожного транспорта“ МПС России, правительству Москвы о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 25.07.2003 N 51/2003-328, в регистрации права собственности РФ на земельный участок, имеющий кадастровый номер 770902018004, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5, общей площадью 9412 кв. м, и обязании зарегистрировать право собственности РФ на данный земельный участок.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2004, требования заявителя были удовлетворены.

Постановлением ФАС МО от 01.07.2004 N КГ-А40/4528-04 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением суда от 12.11.2004 (дата изготовления в полном объеме) требования заявителя были частично удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ Мосрегистрации, оформленный письмом от 25.07.2003 N 51/2003-328, в регистрации права собственности РФ на
земельный участок, имеющий кадастровый номер 770902018004, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5, общей площадью 9412 кв. м.

В части требований заявителя об обязании Мосрегистрации зарегистрировать право собственности РФ на указанный земельный участок было отказано.

При этом суд 1-й инстанции исходил из того, что отказ в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5, общей площадью 9412 кв. м, имеющий кадастровый номер 770902018004, является незаконным и соответствует действующему законодательству, поскольку спорный участок является федеральной собственностью в силу закона. Одновременно, отказывая в удовлетворении требований заявителя в части обязания Мосрегистрации зарегистрировать право собственности РФ на указанный земельный участок, суд исходил из того, что в материалы дела было представлено свидетельство, подтверждающее, что 30.04.2004 в ЕГРП была сделана запись за рег. N 77-01/05-51/2003-328 о регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок и данная запись не аннулирована.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо, Мосрегистрация, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а именно неправильное толкование закона.

ТУ Минимущества РФ “Агентство федерального имущества по г. Москве“ и ФГУ “Московский колледж железнодорожного транспорта“ МПС России представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда от 12.11.2004 без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, т.к. считают его законным и обоснованным, принятым при полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

Правительство Москвы отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель третьего лица
в судебном заседании пояснил, что поддерживает доводы апелляционной жалобы Мосрегистрации, просит решение суда отменить. В то же время пояснил, что спор о праве на земельный участок правительством Москвы не заявлялся и не оспаривается право РФ на спорный участок.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, проверив все материалы дела, оценив все доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда от 12.11.2004.

Как следует из материалов дела, ТУ Минимущества России “Агентство федерального имущества по г. Москве“ обратилось в Мосрегистрацию с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5, общей площадью 9412 кв. м, имеющий кадастровый номер 770902018004.

Рассмотрев заявление ТУ Минимущества России “Агентство федерального имущества по г. Москве“ и представленные к нему документы, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы (Мосрегистрация) письмом N 51/2003-328 от 25.07.2003 отказало заявителю в государственной регистрации заявленного права собственности РФ на указанный земельный участок на основании абз. 4 и 8 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ссылаясь на несоответствие представленных документов для регистрации требованиям ст. ст. 16 - 18 указанного Закона (т. 1, л. д. 9 - 11).

Суд апелляционной инстанции считает, что судом 1-й инстанции дана надлежащая оценка доводам Мосрегистрации, изложенным в письме от 25.07.2003 N 51/2003-328, в связи с чем аналогичные доводы заинтересованного лица, изложенные в апелляционной жалобе,
не могут быть приняты во внимание, т.к. не опровергают выводов суда.

Так, Мосрегистрация ссылается на то, что ст. 5 ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусматривает отнесение земель железнодорожного транспорта к землям федерального значения, что не тождественно понятию собственности. При этом наличие у имущества статуса объекта, имеющего федеральное значение, подразумевает лишь особый правовой статус. Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что на момент принятия регистратором решения о государственной регистрации права собственности РФ данная норма утратила силу.

Однако заинтересованное лицо не учитывает положения п. 1 ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ, п. 1 ст. 4 ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ, а также п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ, совокупность которых, как правильно указал суд первой инстанции, позволяет сделать вывод об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ от 10.01.2003 N 17-ФЗ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и(или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе и земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ N 153-ФЗ землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

В силу п. 1 ст. 4 ФЗ от 25.08.1995 “О федеральном железнодорожном транспорте“ имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.

На основании п. 4
ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. При этом п. “и“ ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении РФ находятся федеральный транспорт, пути сообщения.

Как усматривается из материалов дела, ФГУ “Московский колледж железнодорожного транспорта“ МПС России относится к ведению Федерального агентства железнодорожного транспорта, пользуется спорным земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, что правильно установлено судом первой инстанции.

Следовательно, судом первой инстанции также правильно установлено, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5, общей площадью 9412 кв. м относится к федеральной собственности.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом Мосрегистрации о том, что положения ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ не могут применяться при рассмотрении данных правоотношений, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, документы на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок были поданы 22.04.2004.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав, в связи с чем ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ имел юридическую силу и его положения должны были учитываться при рассмотрении вопроса о регистрации права собственности.

При этом утрата силы Федеральным законом N 153-ФЗ от 25.08.1995 “О федеральном железнодорожном транспорте“ не влечет за собой изменения статуса спорного земельного участка, являющегося федеральной собственностью.

Следует также отметить, что в письме от 25.07.2003 N 51/2003-328 не указано такого
основания к отказу в регистрации права собственности РФ на спорный участок, как утрата силы ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции не согласен с доводом Мосрегистрации о том, что спорный земельный участок относится к землям поселений, в связи с чем не может быть применима ст. 5 ФЗ от 25.08.1995 N 153-ФЗ, поскольку ст. 85 Земельного кодекса РФ, как указывает сама Мосрегистрация, предусматривает зонирование территории земель поселений, в том числе и на зону транспортной инфраструктуры, а п. 8 данной нормы устанавливает, что земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами, в том числе железнодорожного транспорта. Как было указано выше, в силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ и п. “и“ ст. 71 Конституции РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению РФ, являются федеральной собственностью.

Что касается невозможности отнесения плана земельного участка к документам - основаниям при государственной регистрации права собственности в ЕГРП, то, как правильно отметил суд первой инстанции, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8, документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной ми муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности, т.е. выписка из реестра федерального имущества, представленная заявителем в Мосрегистрацию, является таким документом.

При указанных обстоятельствах решение Мосрегистрации от 25.07.2003 за N 51/2003-328 “Об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Талдомская, вл. 5“ противоречит нормам действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы Российской Федерации, что
является основанием для признания отказа Мосрегистрации незаконным.

В то же время суд апелляционной инстанции считает правильным и обоснованным вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении требований ТУ Минимущества РФ “Агентство федерального имущества по г. Москве“ в части обязания Мосрегистрации зарегистрировать право собственности РФ на спорный земельный участок.

Нормы материального права были правильно применены судом. Им было дано верное толкование. Нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-47290/03-122-518 от 12.11.2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.