Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2005, 07.12.2005 N 09АП-13740/05-АК по делу N А40-51425/05-92-435 На регистрирующий орган возложена обязанность зарегистрировать дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг в случае отсутствия законных оснований для отказа в его государственной регистрации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

6 декабря 2005 г. Дело N 09АП-13740/05-АК7 декабря 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 7 декабря 2005 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Л., судей - С. и Ц., при ведении протокола заседания секретарем Р.И.И., при участии: от заявителя - М. по дов. N 25/11-05 от 25.11.05, паспорт НВ 1220453; от ответчика - К. по дов. от 16.09.05 N 05-ОВ-05/14707, уд. N 0794; Б. по дов. от 02.03.05 N 05-ОВ-05/2898, уд. N 0795; З. по дов. от
22.07.05 N 05-ОВ-05/11766, уд. N 0781; от 3-го лица - Л. по дов. N 07/09-05 от 01.09.05, смотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФСФР России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 октября 2005 г. по делу N А40-51425/05-92-435 судьи У. по заявлению ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ о признании недействительными решения ФСФР России об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, оформленного приказом от 28.07.05 N 05-1382/пз-и, и уведомления от 08.09.05 N 05-ВГ-03/12701, а также об обязании ФСФР России устранить допущенное нарушение прав ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, осуществив государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг общества на основании представленных эмитентом 03.05.05, третье лицо - ГУП “Калининградский янтарный комбинат“,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ФСФР России об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, оформленного приказом от 28.07.05 N 05-1382/пз-и, и уведомления от 08.09.05 N 05-BF-03/121701, а также об обязании ФСФР России устранить допущенное нарушение прав ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, осуществив государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг общества на основании представленных эмитентом 03.05.05.

Решением от 07.10.05 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, мотивировав свои выводы тем, что отсутствуют нарушения требований закона, которые послужили основанием для отказа в регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг заявителя.

ФСФР России не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе ответчик сослался на то, что суд первой инстанции
необоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений заявителем требований ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, т.е. к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций заявителя.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ возражало против доводов жалобы, поддержало принятое решение суда, просило оставить его без изменения.

В судебном заседании представители ФСФР России поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители заявителя и третьего лица в заседании выступили с солидарной позицией, возражали против доводов апелляционной жалобы, поддержали принятое решение суда, просили оставить его без изменения.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ (далее общество или заявитель) создано на базе имущества ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ в соответствии с Планом внешнего управления последнего и зарегистрировано 15.09.04.

Согласно представленной заявителем выписке из реестра акционеров владельцем 100% акций Общества является ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, в отношении которого Арбитражным судом Калининградской области возбуждено дело о банкротстве N 1661/ОЗ-С2 и осуществляется процедура внешнего управления.

ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ 16.03.05 принято решение об увеличении уставного капитала общества и дополнительном выпуске 43207 акций номиналом 1000 руб.

ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ в связи с указанным решением акционера 03.05.05 обратилось в ФСФР России (вх. N дела 05-24113) с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

Приказом ФСФР России от 28.07.05 N 05-1382/пз-и отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска
обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением Обществом требований п. 1 ст. 99 и ст. 115 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Нарушение выразилось в том, что принятие решения о размещении дополнительных акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено Планом внешнего управления, утвержденного решением собрания кредиторов. Также ФСФР России в оспариваемом приказе сослалась на ст. ст. 20, 21 и 26 ФЗ “О рынке ценных бумаг“.

Об указанном решении ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ было уведомлено письмом ФСФР России от 09.08.05 исх. N 05-Вг-03/12701.

Указанное решение ФСФР России не может быть признано соответствующим требованиям закона в связи со следующим. Из содержания ст. ст. 20 и 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ следует, что ФСФР России вправе отказать в регистрации выпуска ценных бумаг, проверив предоставленные на регистрацию документы только на соответствие требованиям законодательства о ценных бумагах. Вместе с тем, как видно из оспариваемого решения ФСФР России проверило документы эмитента (заявителя) на соответствие требованиям ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, что не входит в компетенцию указанного федерального органа исполнительной власти. Указания на несоответствие представленных заявителем документов для регистрации дополнительного выпуска акций требованиям законодательства о рынке ценных бумаг в оспариваемом решении отсутствуют.

Ссылка ответчика на ст. 26 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ также несостоятельна, поскольку указанная статья позволяет отказать в регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе дополнительного, только по основаниям, предусмотренным ст. 21 названного Закона.

Кроме того, ФСФР России не подтверждено и наличие нарушений требований ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

В соответствии с п. 3 ст. 47,
пп. 7 п. 1 ст. 48 ФЗ “Об акционерных обществах“ увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к компетенции собрания акционеров, а в данном случае - ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ (обладает 100% акций). Таким образом, решение о дополнительном выпуске акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ было принято надлежащим лицом - единственным акционером общества.

Довод ФСФР России об отсутствии у внешнего управляющего ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ Р.А.П. полномочий принимать такое решение является несостоятельным.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 94 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, с даты введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 4 пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, а не абзац 3.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 94 названного Закона с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 указанной статьи.

В п. 2 ст. 94 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ содержится исчерпывающий перечень решений, которые принимаются органами управления должника. Решение о размещении дополнительного выпуска акций акционерного общества, созданного на базе имущества должника, в названной норме не указано.

Ссылка ФСФР России на абз. 2 п. 1 ст. 99 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в обоснование отсутствия у внешнего управляющего ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ правомочий по принятию решения об увеличении уставного капитала путем дополнительного выпуска акций, также несостоятельна.

Согласно п. 1 ст. 99 названного Закона внешний
управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в соответствии с Планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

В данном случае при осуществлении дополнительной эмиссии акций общества, созданного в результате замещения активов должника, по закрытой подписке, распоряжения каким-либо имуществом должника не произошло - никаких сделок с имуществом должника, в том числе с принадлежащими ему акциями, не совершено, поскольку дополнительно выпускаемые в обращение акции имуществом должника не являются.

В соответствии со ст. 24 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ и ст. 34 ФЗ “Об акционерных обществах“ под размещением акций понимается их приобретение третьими лицами (указанными в качестве приобретателей) или самим обществом, то есть обязательства возникают у самого общества и третьего лица, которое должно оплатить эти акции, а не у акционера эмитента (при условии, что в круг приобретателей не вошел сам акционер).

Из представленных заявителем “Изменений и дополнений в План внешнего управления ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, утвержденного собранием кредиторов (Протокол от 02.09.04 N 7), усматривается, что на внешнего управляющего возложены обязанности “обеспечить нормальное функционирование и контроль за деятельностью созданных обществ“.

Довод представителя ФСФР России о том, что такая формулировка носит абстрактный характер и не позволяет сделать заключение об одобрении собранием кредиторов решения внешнего управляющего осуществить дополнительный выпуск акций, необоснован.

Судом исследованы представленные заявителем Акт внеплановой проверки Управления СЗО Госгортехнадзора России состояния основного горнотранспортного оборудования ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ от 12.03.04 N 1, Акт проверки Комитета природных ресурсов по Калининградской области соблюдения законодательства о недрах Российской Федерации от 17 - 20.07.02 N 92, Предписание Калининградского отдела Управления СЗО по технологическому и экологическому надзору на приостановку объекта от 29.09.04
N 8-ГР и от 15.11.04 N 10-ГР, а также представленная третьим лицом Справка о состоянии технологического оборудования ГУП “Калининградский янтарный комбинат“.

Указанные документы подтверждают кризисное состояние основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса, переданного в оплату уставного капитала ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, а также то, что изношенность основных фондов угрожает предприятию прекращением добычных работ и полной остановкой производства.

Представленные ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ письма в адрес ОАО “Сбербанк России“ от 19.07.04 N 30/ву; ОАО “Банк внешней торговли“ от 19.07.04 N 31/ву; ОАО “Внешэкономбанк“ от 19.07.04 N 32/ву; ОАО “Сбербанк России“ от 30.07.04 N 43/2504 подтверждают отсутствие у предприятия возможности получить денежные средства на обновление основных фондов в форме кредитования.

В этой связи обоснованным является довод заявителя о том, что принятие внешним управляющим необходимого для продолжения нормального функционирования ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ решения о привлечении инвестиций и есть обеспечение нормальной деятельности общества, поскольку кризисное состояние оборудования угрожает предприятию полной остановкой производства.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что внешний управляющий ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ Р.А.П., принимая решение о дополнительном выпуске акций Общества, действовал в соответствии с ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и Планом внешнего управления, без нарушения определенных Законом ограничений и во исполнение возложенной на него Законом обязанности действовать добросовестно и разумно в интересах должника.

При этом несостоятельным является и довод ФСФР России о нарушении ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ нормы п. 2 ст. 100 ГК РФ, согласно которой увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается. Ответчик не ссылался на нарушение требований указанной нормы в оспариваемом решении. Кроме того, ФСФР России не подтверждено наличие
убытков у общества, а из самого решения об увеличении уставного капитала Общества следует, что оно принято внешним управляющим ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ в целях привлечения инвестиций, необходимых для обновления основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса.

Несостоятельным является и довод ФСФР России о том, что акции созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества должны быть проданы только на открытых торгах или на организованном аукционе ценных бумаг, поскольку он основан на неправильном толковании норм п. п. 5 и 6 ст. 115 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

В соответствии с п. 5 ст. 115 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено указанной статьей. То есть указанная норма предусматривает не обязанность, а возможность продажи на открытых торгах акций акционерных обществ, созданных в результате замещения активов должника, в интересах кредиторов.

Из объяснений представителя ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ следует, что собранием кредиторов ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ принято решение о продаже акций другого, созданного на базе имущества ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ акционерного общества. И именно из денежных средств, полученных от продажи акций этого общества, будет обеспечиваться накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

Следовательно, отсутствие решения о продаже акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ на открытых торгах, не нарушает норм действующего законодательства и не препятствует принятию внешним управляющим решения о размещении дополнительного выпуска акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“.

Не может быть принят и довод ФСФР России о нарушении внешним управляющим ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ сроков реализации мероприятий
по восстановлению платежеспособности должника. “Изменениями и дополнениями в План внешнего управления ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, утвержденными собранием кредиторов (Протокол от 02.09.04 N 7), установлены ориентировочные сроки проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника. Указание на то, что указанные сроки могут быть сокращены, не исключает возможности их продления.

Не может быть также принят и довод ФСФР России о том, что ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ не является полностью правоспособной организацией, поскольку общество создано с целью дальнейшей реализации имущества должника путем проведения открытых торгов для погашения требований всех кредиторов ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ и осуществляет свою деятельность под руководством внешнего управляющего, полномочия которого ограничены Законом о банкротстве и Планом внешнего управления, в рамках устава, являющегося неотъемлемой частью Плана внешнего управления. Из представленных заявителем учредительных документов каких-либо ограничений правоспособности ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ не усматривается. При этом имуществом должника являются акции общества, а не само общество.

В связи с этим, довод ФСФР России о том, что решение о дополнительном выпуске акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ может быть принято общим собранием акционеров только после продажи на открытых торгах акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, выпущенных в результате замещения активов ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, несостоятелен.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48 ФЗ “Об акционерных обществах“ увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций общего собрания акционеров, если уставом общества в соответствии с ФЗ “Об акционерных обществах“ увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Иных ограничений компетенции общего собрания по вопросу увеличения уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций
действующим законодательством не предусмотрено.

Устав ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ на момент принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, такого органа управления как совет директоров (наблюдательный совет) не предусматривал. Согласно п. 3 ст. 47 ФЗ “Об акционерных обществах“ в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично.

Таким образом, внешний управляющий ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ был вправе принять решение об увеличении уставного капитала ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ путем размещения дополнительных акций.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1009 “Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ“ имеет дату 04.08.2004, а не дату 04.08.2005.

Дополнительный довод ФСФР России о том, что ГУП “Калининградский янтарный комбинат“ является стратегическим предприятием, указанным в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 04.08.05 N 1009, и поэтому к нему применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы 9 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ не может быть принят. Как указывалось выше проверка документов заявителя на предмет соответствия их требования законодательства о банкротстве не входит в компетенцию ФСФР России.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: вместо “...Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФСФР России от 16.03.05 N 05-4/пс,...“ имеется в виду “...Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 16.03.05 N 05-4/пз-н,...“.

Нарушений процедуры эмиссии, предусмотренной ФЗ “О рынке ценных бумаг“, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФСФР России от 16.03.05 N 05-4/пс, в действиях внешнего управляющего ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, принявшего решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ и их размещении путем закрытой подписки, не установлено.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у ФСФР России оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО “Калининградский янтарный комбинат“, предусмотренных ст. 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ и п. 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФСФР России от 16.03.05 N 05-4/пс.

Оспариваемый отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций Общества нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе препятствует привлечению денежных средств на реализацию программы технического перевооружения предприятия, а также осуществлению предприятием хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом Общества.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ на регистрирующий орган возложена обязанность зарегистрировать дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг в случае отсутствия законных оснований для отказа в его государственной регистрации.

При таких обстоятельствах требования ОАО “Калининградский янтарный комбинат“ подлежат удовлетворению в полном объеме в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ с обязанием ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций Общества на основании представленных эмитентом 03.05.05 документов.

С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения. Заявитель жалобы от уплаты госпошлины освобожден.

Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 октября 2005 г. по делу N А40-51425/05-92-435 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.