Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2005 по делу N А41-К2-12446/05 Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности с организованным и (или) неорганизованным стоком без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа в соответствии с положениями законодательства города Москвы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2005 г. Дело N А41-К2-12446/05“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., при ведении протокола судьей С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Совхоз имени Ленина“ МП о признании незаконным и отмене постановления, при участии в заседании: от истца - не явился, Д. по доверенности, от ответчика - Ш. по доверенности от 24.11.2005, М. по доверенности от 27.09.2005,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Совхоз имени Ленина“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 19.05.05 N 0202001861
о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды по ст. 24 Закона города Москвы “О государственном экологическом контроле в городе Москве“.

В обоснование требований ЗАО “Совхоз имени Ленина“ указывает, что принимая оспариваемое постановление, ответчик не мотивировал вину истца в зависимости от принятого ранее предписания. Кроме того, в постановлении указано, что излив, произошел в пределах природно-исторического парка “Царицыно“. Данное обстоятельство не было установлено актом N 0202001861 от 13.05.2005, постановление N 0202001861 от 19.05.2005 принято без достаточных законных оснований и наличия вины истца, не подтверждается документально.

Ответчик заявленные требования не признал, считая вынесенное постановление обоснованным и законным.

Как установлено судом, на основании информации, поступившей в МОБПОООПС УВД ЮАО, 13.05.05 старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы Л. совместно с сотрудниками МОБПОООПС УВД ЮАО г. Москвы Т. и Х. была проведена внеплановая проверка.

В ходе которой был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в котором зафиксировано следующее: “При выезде на место происшествия установлено: аварийной службой ЗАО “Совхоза им. Ленина“, во главе с гл. теплотехником Б., ведутся работы по устранению аварии на канализационном коллекторе... При разрытии траншеи обнаружена трещина в трубопровод, из которой происходит, излив сточных вод на рельеф. Площадь разлива на поверхности местности составляет 80 x (3 - 1,5) м, 60 м x 10 м, затем загрязненный сток поступает безымянный ручей через трубу, протяженность оврага ~ 600 м, ширина русла (загрязнения) - 1 - 2 м, затем поступает в ручей Язвенку, которая впадает в Царицынский пруд“.

Нарушения зафиксированы в акте проверки N 0202001861 от 13.05.05 (л.д. 109 -
110).

Составлен протокол исследования природных и сточных вод N 1(260), 2(261), 3(261) (л.д. 112).

Выписано Предписание ЗАО “Совхоза им. Ленина“, об устранении нарушений N 0202001861 от 13.05.05 (л.д. 113). Уведомление о рассмотрении правонарушения и составлении протокола на 15.05.05 с вызовом представителя, врученного по факсу заявителю 14.05.05 (л.д. 115).

Протокол об административном правонарушении N 0202001861 от 16.05.05, составленном с участием законного представителя ЗАО Б. по доверенности (л.д. 118), который замечаний по поводу указанных в нем обстоятельств не делал (л.д. 11).

19 мая 2005 года по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором по охране природы Л. вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды N 0202001861: “13.05.05 на территории г. Москвы в пределах природно-исторического парка “Царицыно“ установлен излив хоз-фекальных сточных вод на рельеф местности из напорного трубопровода, принадлежащего ЗАО “Совхоз им. Ленина“. Площадь загрязнения составляет около 2-х тысяч м кв., по рельефу сточные воды поступили в ручей Безымянный и из него в ручей Язвенку“.

ЗАО “Совхоз им. Ленина“, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона г. Москвы N 32 от 12 мая 2004 г. “О государственном экологическом контроле в г. Москве“ в виде взыскания штрафа в размере 150000 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика, суд считает заявление подлежащим отклонению исходя из следующего.

Согласно подпунктам “д“ и “к“ пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; водное законодательство и законодательство об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 6, 8 Федерального закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: разработка и издание законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением; государственный контроль в области охраны окружающей среды за объектами хозяйственной и иной деятельности, находящимися на территориях субъектов РФ; привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона города Москвы от 12.05.04 N 32 “О государственном экологическом контроле в городе Москве“ государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекторами города Москвы по охране природы (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды города Москвы), в том числе старшими государственными инспекторами города Москвы по охране природы (л.д. 95).

Пункт 2 Постановления Правительства Москвы от 19.11.02 N 939-ПП “Об утверждении Положения о Департаменте“ Департамент является специально уполномоченным органом города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве (л.д. 85).

В соответствии с п. п. 3.41, 3.42 Положения о Департаменте Департамент осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами
хозяйственной и иной деятельности, независимо от организационно-правовых форм, находящимися на территории города Москвы; привлекает лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона “Об охране окружающей среды“, п. 5.6 Положения о Департаменте инспектор УИЭК Департамента при исполнении своих должностных обязанностей имеет право: привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 59).

Согласно информации, поступившей в МОБПОООПС УВД ЮАО, 13.05.05 старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы Л. совместно с сотрудниками МОБПОООПС УВД ЮАО г. Москвы Т. и Х. была проведена внеплановая проверка.

В ходе которой был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в котором зафиксировано следующее: “При выезде на место происшествия установлено: аварийной службой ЗАО “Совхоза им. Ленина“, во главе с гл. теплотехником Б. ведутся работы по устранению аварии на канализационном коллекторе.

При разрытии траншеи обнаружена трещина в трубопровод, из которой происходит, излив сточных вод на рельеф. Площадь разлива на поверхности местности составляет 80 x (3 - 1,5) м, 60 м x 10 м, затем загрязненный сток поступает безымянный ручей через трубу, протяженность оврага ~ 600 м, ширина русла (загрязнения) - 1 - 2 м, затем поступает в р. Язвенку, которая впадает в Царицынский пруд“.

Согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила) под аварией понимается “повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения,
качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения“ (л.д. 71). Был составлен расчет количества аварийного выброса сточных вод происшедших на напорном коллекторе ЗАО “Совхоз имени Ленина“ 13.05.05, подписанного директором ЗАО “Совхоз имени Ленина“ Г., согласно которого установлено, что площадь розлива сточных вод составляет около 2000 м кв. При плотности вылива 30 - 35 мм, количество аварийного выброса сточный вод составляет 2000 м кв. x 30 - 35 мм = 60 - 70 м куб.

Согласно Акта комиссии по устранению последствий излива сточных вод от 01 июня 2005 года, “работы по очистке рельефа местности и ручья “Безымянный“ до р. Язвенка, выполнены в соответствии с намеченными мероприятиями (л.д. 122 - 125)“.

Заявитель признал факт истечения на рельеф хозяйственно-фекальных сточных вод в результате аварии на канализационном, коллекторе согласно Расчета, а также текста заявления, направленного в арбитражный суд.

На основании п. 91 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент несут ответственность за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде. Согласно п. 14 Правил граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям и сооружениям на них устанавливается по балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Участок напорного трубопровода, на котором произошел разрыв, принадлежит ЗАО “Совхоз имени Ленина“, что подтверждается расчетом количества аварийного выброса сточных вод, происшедших на напорном коллекторе ЗАО “Совхоз имени Ленина“ от 13 мая 2005 г. и не отрицается ответчиком.

При таких обстоятельствах, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды несет ЗАО “Совхоз имени
Ленина“.

16.05.05 был составлен протокол об административном правонарушении N 0202001861 за нарушение ст. 24 Закона города Москвы “О государственном экологическом контроле в городе Москве“.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором по охране природы Л. вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды N 0202001861: “13.05.05 на территории г. Москвы в пределах природно-исторического парка “Царицыно“ установлен излив хоз-фекальных сточных вод на рельеф местности из напорного трубопровода, принадлежащего ЗАО “Совхоз им. Ленина“. Площадь загрязнения составляет около 2-х тысяч м кв., по рельефу сточные воды поступили в ручей Безымянный и из него в р. Язвенку“.

Суд не принимает доводы представителя ЗАО, что, актом проверки от 13.05.05: засвидетельствовано отсутствие вины ЗАО “Совхоз имени Ленина“ поскольку, акт составлен в момент устранения аварии и в нем засвидетельствовано, что работы по устранению аварии завершены в 18 час. 45 мин. 13.05.2005, эти доводы не соответствуют материалам дела.

Так в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 42 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Согласно абз. 2 п. 1, абз. 8 и 16 п. 88 Правил абонент - юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение)
воды и (или) прием (сброс) сточных вод, обязано соблюдать установленные ему условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ, обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности и устранить их последствия.

При отказе в удовлетворении иска арбитражный суд учитывает, что заявителем пропущен десятидневный срок обжалования постановления, установленный п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и п. 2 ст. 208 АПК РФ.

Постановление от 19.05.2005 N 0202001861 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды было вручено заявителю 19 мая 2005 г. представителю ЗАО “Совхоз имени Ленина“ по доверенности N 355 от 18 мая 2005 года Б. (л.д. 8) и не оспаривается ответчиком.

Заявление о признании незаконным постановления N 0202001861 от 19.05.2005 было подано в Арбитражный суд Московской области 16 июня 2005 года.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о непринятии заявителем своевременных и достаточных мер для проведения ремонта, то есть мер по соблюдению законодательства.

В связи с изложенным довод заявителя об отсутствии вины судом не принимается.

Оспариваемое постановление принято в рамках компетенции, определенной ст. 23.5 КоАП РФ, соответствует диспозиции ст. 7.22 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах основания для отмены постановления отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ЗАО “Совхоз имени Ленина“ отказать.

Возвратить ЗАО “Совхоз имени Ленина госпошлину в
сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение 10 дней.