Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2005 по делу N А41-К2-9341/05 Органы Пенсионного фонда РФ могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафной санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2005 г. Дело N А41-К2-9341/05“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2005 года.

решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2005 года.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи М., при ведении протокола судебного заседания судьей М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ - УПФ РФ N 12 по городу Москве и Московской области к индивидуальному предпринимателю С.Т.А. о взыскании 339 руб., при участии в заседании: от заявителя - представитель по доверенности от 23.09.2005 С.Л.В., от ответчика - индивидуальный предприниматель С.Т.А.,

УСТАНОВИЛ:

ГУ - УПФ РФ N 12 по городу Москве и Московской области -
обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю С.Т.А. о взыскании 339 рублей - финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ имеет дату 15.03.1997, а не дату 14.03.1997.

В отзыве на заявление предприниматель просит отказать в удовлетворении заявленного требования. Ответчик считает, что необоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и ссылается на следующие основания: статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ не установлены сроки представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы; Правительство Российской Федерации не наделено Федеральным законом N 27-ФЗ правом устанавливать сроки предоставления отчетности, поэтому пункт 38 Инструкции о порядке ведения учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (Инструкция утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 318) не подлежит применению.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленное требование по изложенным в заявлении основаниям. Кроме того, представитель пояснила, что штраф за непредставление сведений за 2003 год составил 10% от 1586 руб. и равен 159 руб., а за 2004 год штраф составил 10% от 1800 руб. и равен 180 руб. Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждает Правительство Российской Федерации. Срок представления сведений об уплаченных страховых взносах и сведений о стаже установлен пунктом 38 указанной Инструкции. Сведения предоставляются ежегодно до 1
марта.

В судебном заседании ответчик просил суд в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и пояснил: непредставление сведений за 2003 и 2004 годы до 1 марта было вызвано тем, что сотрудники Пенсионного фонда своевременно не сообщили о необходимости представления сведений в срок до 1 марта. В Федеральном законе N 27-ФЗ срок представления сведений установлен только для страхователей-работодателей, а о наличии Инструкции стало известно уже после наложения финансовых санкций.

Из материалов дела следует.

13 февраля 2003 года Московской областной регистрационной палатой зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя С.Т.А. (свидетельство о государственной регистрации 50:05:05149 - л. д. 6). Кроме того, 19 февраля 2003 года предприниматель зарегистрирован в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в ГУ - УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области.

22 марта 2005 года предприниматель представил в ГУ - УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области - ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 за 2003 год и за 2004 год. По ведомости начислено страховых взносов за 2003 год 1586 руб. (1057 рублей - на страховую часть трудовой пенсии, 529 рублей - на накопительную часть трудовой пенсии) и за 2004 год 1800 руб. (1200 рублей на страховую часть трудовой пенсии, 600 рублей - на накопительную часть трудовой пенсии (л. д. 8, 10)).

22 марта 2005 года была проведена камеральная проверка ведомости уплаты страховых взносов за 2003 и 2004 годы С.Т.А. (акт камеральной проверки N 288 от 22.03.2005 - л. д. 12).

22 марта 2005 года ГУ - УПФ РФ N
12 по г. Москве и Московской области - вынесено решение N 288 (л. д. 14) о привлечении страхователя-предпринимателя С.Т.А. к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ). Сумма штрафа составила 339 руб. (180 руб. за 2004 год и 159 руб. за 2003 год).

Указанное решение и требование N 288 от 22 марта 2005 г. (л. д. 13), содержащее предложение об уплате штрафа в 10-дневный срок со дня получения требования, предпринимателем получены.

Поскольку в установленный срок сумма финансовой санкции ответчиком не была уплачена, ГУ - УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области - обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ индивидуальные предприниматели являются страхователями.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлена Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Статьей 8 указанного Закона установлены общие правила представления сведений о застрахованных лицах. Так, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии с п. 5
ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Сведения, предусмотренные п. 5 ст. 11, предоставляются вместе с копией платежного документа (п. 6 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ).

Реализуя предоставленные статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.03.1997 N 318 утвердило Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

Пунктом 38 указанной Инструкции (с изменениями от 14.07.2003, 12.02.2004) на застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, возложена обязанность по представлению в территориальный орган сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа ежегодно до 1 марта.

Положения, содержащиеся в Инструкции, не противоречат положениям, содержащимся в Федеральном законе N 27-ФЗ.

Согласно указанным выше нормам ответчик должен был представить сведения о суммах уплаченных страховых взносов за 2003 год - не позднее 1 марта 2004 года и за 2004 год не позднее 1 марта 2005 года, но свою обязанность в установленные сроки не исполнил.

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ) установлена ответственность страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. К указанным лицам за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд находит, что материалами дела
подтвержден факт совершения ответчиком правонарушений, за которые предусмотрена ответственность ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Решение N 288 от 22 марта 2005 года о привлечении страхователя-индивидуального предпринимателя С.Т.А. к ответственности за совершение правонарушений вынесено ГУ - УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области обоснованно.

Требование о взыскании финансовой санкции в сумме 180 рублей за непредставление в установленный срок сведений за 2004 год подлежит удовлетворению, поскольку обоснованность наложения финансовой санкции подтверждена материалами дела и орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд за ее взысканием в пределах срока, установленного ст. 115 НК РФ.

Требование о взыскании финансовой санкции за непредставление сведений за 2003 год не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в данной сфере.

Статьей 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ определено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними.

В соответствии с п. 2 ст. 82 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом органы государственных внебюджетных фондов несут обязанности, установленные для налоговых органов главой 14 НК РФ.

Суд полагает, что поскольку сроки взыскания финансовых санкций не установлены Федеральным законом N 27-ФЗ, то органам ПФ РФ следует руководствоваться в этом вопросе положениями ст. 115
НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы (в данном случае - орган ПФ РФ) могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (в данном случае - финансовой санкции) не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения (правонарушения в сфере пенсионного законодательства) и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Поскольку Федеральным законом N 27-ФЗ не предусмотрено составление акта по результатам проверки сроков представления сведений, установленный ст. 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В данном случае орган ПФ РФ знал, что состоящий на учете с 19 февраля 2003 года страхователь, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, должен представить сведения об уплаченных страховых взносах за 2003 год не позднее 1 марта 2004 года. В установленный срок сведения не были представлены, следовательно, уже 2 марта 2004 года орган ПФ РФ знал о допущенном ответчиком нарушении. Поскольку ответчик не является страхователем-работодателем (в этом случае сумма страховых взносов не всегда заранее известна органу ПФ РФ), а является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа, то орган ПФ РФ мог и без представления сведений правильно определить сумму финансовой санкции.

Суд полагает, что установленный ст. 115 НК РФ срок является достаточным и для выявления правонарушения, и для привлечения виновного лица к ответственности, а также для обращения за взысканием финансовой санкции в суд.

За взысканием финансовой санкции, исходя из содержания п. 1 ст. 115 НК РФ, заявитель должен был обратиться не позднее 2 сентября 2004
года, а обратился 11 мая 2005 года. Пропуск установленного п. 1 ст. 115 НК РФ срока является основанием для отказа заявителю в удовлетворении требования о взыскании 159 рублей финансовой санкции.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167 - 171, 176, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с индивидуального предпринимателя С.Т.А., зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 13.02.2003 (свидетельство о государственной регистрации 50:05:05149) и проживающего по адресу: Московская область, город Сергиев Посад, ул. 2-я Каляевская, д. 8, в пользу ГУ - УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области - финансовую санкцию в размере 180 руб. с зачислением указанной суммы в соответствующие бюджеты.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя С.Т.А., зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 13.02.2003 (свидетельство о государственной регистрации 50:05:05149) и проживающего по адресу: Московская область, город Сергиев Посад, ул. 2-я Каляевская, д. 8, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.

Исполнительные листы выдать в порядке, установленном ст. 319 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.