Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2006 по делу N А43-12057/2005-10-332 Действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка правомерно признаны незаконными, т.к. они были произведены с нарушением требований действующего законодательства. Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны проводить проверку документов, представленных для проведения государственного кадастрового учета, на их соответствие по форме и содержанию требованиям законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 мая 2006 года Дело N А43-12057/2005-10-332“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шишкиной Е.Н., судей Бабаева С.В., Князевой Г.А., при участии представителей от заявителя: Пименовой И.В., доверенность от 14.02.2006, от заинтересованного лица: Образцова В.К., доверенность от 22.05.2006, от территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области: Маркеевой А.В., доверенность от 10.01.2006, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области: Романова В.М., доверенность от 17.04.2006, от общества с ограниченной ответственностью “Альфаинвестстрой“: Блохина В.П., доверенность от 01.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - федерального государственного
учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области на решение от 04.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2006 по делу N А43-12057/2005-10-332 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Ивановым А.В., Беловым В.А., Моисеевой И.И., Гущевым В.В., по заявлению администрации Нижнего Новгорода о признании действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка незаконными, заинтересованное лицо - федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области, третьи лица - территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, Министерство обороны Российской Федерации, Нижегородская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа, общество с ограниченной ответственностью “Альфаинвестстрой“, муниципальное предприятие Нижнего Новгорода “Швейцария“, общество с ограниченной ответственностью “Компания “Экос“, Нижегородское областное общество охотников и рыболовов, и

УСТАНОВИЛ:

Администрация Нижнего Новгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области (далее - ФГУ “Земельная кадастровая палата“) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Нижний Новгород, проспект Гагарина, 60 (кадастровый номер 52:18:070184:0009).

Заявленное требование основано на статьях 1, 14 (пункте 2) и 19 (пункте 2) Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, статьях 1 и 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“, статье 69 (пункте 4) Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что в ходе проведения землеустроительных работ с Администрацией не согласованы границы спорного земельного участка. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Нижнему Новгороду (в настоящее время - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по
Нижегородской области) не осуществлял государственный контроль за землеустроительной документацией по спорному земельному участку, землеустроительное дело в архив не сдавалось. В границах спорного участка расположены объекты недвижимости, находящиеся в ведении муниципальных предприятий Нижнего Новгорода (три водовода сырой воды), не отраженные в документах государственного земельного кадастра.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области (далее - ТУ ФАУФИ), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, Министерство обороны Российской Федерации, Нижегородская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа, общество с ограниченной ответственностью “Альфаинвестстрой“ (далее - ООО “Альфаинвестстрой“), муниципальное предприятие Нижнего Новгорода “Швейцария“, общество с ограниченной ответственностью “Компания “Экос“ (до смены наименования - общество с ограниченной ответственностью “Юртен“), Нижегородское областное общество охотников и рыболовов.

Решением от 04.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2006, исковые требования удовлетворены. Разрешая спор, суд пришел к выводу о нарушении положений федеральных законов “О государственном земельном кадастре“ и “О землеустройстве“, а также прав и законных интересов муниципального образования при постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. ТУ ФАУФИ представило все документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельного участка согласно Федеральному закону “О государственном земельном кадастре“ и приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 “Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на
государственный кадастровый учет“. Проверка согласования границ земельных участков не входит в компетенцию ФГУ “Земельная кадастровая палата“ и не может быть причиной отказа в постановке на государственный кадастровый учет. Контроль за проведением землеустройства находится вне компетенции и уставной деятельности ФГУ “Земельная кадастровая палата“. Объекты недвижимого имущества - три водовода сырой воды - не могли быть отражены в документах Государственного земельного кадастра, так как права на эти объекты не зарегистрированы. Суд не указал, какую норму закона нарушило ФГУ “Земельная кадастровая палата“.

В судебном заседании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Администрация и ООО “Альфаинвестстрой“ отклонили доводы заявителя и просили оставить ее без удовлетворения в отзывах на жалобу и в судебном заседании. ТУ ФАУФИ в отзыве на жалобу и в судебном заседании просило удовлетворить жалобу.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Министерство обороны Российской Федерации, Нижегородская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа, муниципальное предприятие Нижнего Новгорода “Швейцария“, общество с ограниченной ответственностью “Компания “Экос“ и Нижегородское областное общество охотников и рыболовов не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав участвующих в деле лиц, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установлено судом, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ осуществило постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Нижний Новгород, проспект Гагарина, 60, с присвоением кадастрового номера 52:18:070184:0009. Основаниями для
указанных действий явились: заявление территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Нижегородской области (в настоящее время - ТУ ФАУФИ), решение исполнительного комитета Горьковского городского Совета народных депутатов от 24.10.1988 N 709, выписка из реестра федерального имущества от 24.02.2004 N ст-01/2167 и Описание земельного участка, выполненное обществом с ограниченной ответственностью “Юртен“.

Посчитав, что действия ФГУ “Земельная кадастровая палата“ незаконны и нарушают права и экономические интересы муниципального образования, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 3 статьи 20 Закона “О государственном земельном кадастре“ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка должно быть отказано, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

В пункте 2 статьи 19 Закона “О государственном земельном кадастре“ к числу документов, подлежащих представлению в органы, осуществляющие деятельность по
ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, отнесены документы о межевании земельных участков.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ межевание земельного участка включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) земельного участка, наряду с другой землеустроительной документацией, входит в землеустроительное дело (статьи 19 и 22 Закона).

В пунктах 2 и 3 Положения о контроле за проведением землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 273, контроль за проведением землеустройства находится в ведении Федеральной службы земельного кадастра России (в настоящее время Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение о проведении территориального землеустройства утверждено постановлением Правительства РФ N 396 от 07.06.2002, а не от 07.07.2002.

Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, изданными Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 во исполнение Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2002 N 396, предусмотрено, что составление карты (плана) земельного участка включает в себя работу по утверждению карты (плана) земельного участка. Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами. Утверждению подлежат все представленные на утверждение экземпляры землеустроительных дел. Подлинный экземпляр землеустроительного дела после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры
землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику (пункты 8.2, 8.13 и 8.14). Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, полномочия по утверждению карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства отнесены к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что межевание земельного участка с формально-юридической стороны считается завершенным со дня утверждения компетентным контрольным органом землеустроительного дела.

В соответствии с приказом Росземкадастра от 26.09.2001 N П/166 ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области является организацией, осуществляющей исполнительные функции по ведению земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков. Согласно приказу Росземкадастра от 10.12.2001 N П/200 “О внесении изменений в уставы федеральных государственных учреждений “Земельная кадастровая палата“ и пункту 2.2 устава ФГУ “Земельная кадастровая палата“ в функции учреждения входят выдача исходных данных для территориального землеустройства и проверка материалов межевания на соответствие им. Учреждение для осуществления своей деятельности имеет право принимать и проверять комплектность и надлежащее оформление документов, представляемых заинтересованными лицами для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, принимать решения о проведении, отказе или приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Согласно разделу 2 Единой системы технологической документации, утвержденной приказом Госкомзема Российской Федерации от 22.11.1999 N 84 “О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра“, к основным документам государственного кадастра относится в том числе кадастровое дело земельного участка, в состав которого входит межевое дело.

Из материалов дела следует, что землеустроительное дело по спорному земельному участку компетентным контрольным органом не утверждено, его экземпляр
в установленном порядке в государственный фонд данных не передан.

Согласно приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 документы о межевании, предоставляемые при постановке на кадастровый учет земельных участков, оформляются в виде Описаний земельных участков. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков. В соответствии с разъяснением Росземкадастра от 02.08.2001 N 435 ВК/435 “О порядке оформления документов государственного земельного кадастра“ в качестве документов о межевании земельных участков, предусмотренных Законом “О государственном земельном кадастре“, необходимых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, используются дополнительно изготовленные чертеж границ земельного участка в соответствии с приложением 3.6 к Инструкции по межеванию и списки координат межевых знаков. Чертеж границ должен иметь утверждающую надпись Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Чертеж границ в описании земельного участка, расположенного по адресу: Нижний Новгород, проспект Гагарина, 60, такой надписи не содержит, поэтому суд пришел к обоснованному выводу о том, что межевание земельного участка проведено с нарушением требований действующего законодательства.

Суд установил что, согласно землеустроительной документации, спорный земельный участок граничит с землями общего пользования, находящимися в ведении Администрации.

В пункте 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. В силу пункта 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
07.06.2002 N 396 работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.

Администрация о проведении землеустройства не извещалась, согласование границ с ней, как со смежным землепользователем, не осуществлялось.

Указанные нарушения привели к тому, что земельный участок с ведомостью координат, выполненных ООО “Юртен“, накладывается на земли общего пользования, что подтверждается заключением муниципального предприятия “Центр подготовки исходных данных“ от 26.08.2005 N 27 ис.

Из материалов дела следует, что в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения о расположенных в границах спорного земельного участка объектах недвижимости (трех водоводов сырой воды), находящихся в ведении муниципальных предприятий Нижнего Новгорода, что является нарушением принципа сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других реестрах, кадастрах, информационных ресурсах при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, закрепленного в статье 5 Закона “О государственном земельном кадастре“.

С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о нарушении законодательства при осуществлении действий по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Довод заявителя об отсутствии полномочий у ФГУ “Земельная кадастровая палата“ на осуществление контроля над проведением землеустройства отклоняется со ссылкой на положения статьи 20 Закона “О государственном земельном кадастре“, согласно которым органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, проводят проверку документов, представленных для проведения государственного кадастрового учета, на их соответствие по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.

Довод заявителя об отсутствии государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах спорного земельного участка, отклоняется в силу следующего. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Из материалов дела усматривается, что право муниципальной собственности на водоводы возникло до введения в действие названного Закона, а потому является юридически действительным.

Прочие доводы заявителя рассмотрены и отклонены как несостоятельные в силу изложенного.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2006 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-12057/2005-10-332 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШИШКИНА Е.Н.

Судьи

БАБАЕВ С.В.

КНЯЗЕВА Г.А.