Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2005, 22.09.2005 по делу N А40-32159/05-96-262 Решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователями недр письменного уведомления о допущенных ими нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 сентября 2005 г. Дело N А40-32159/05-96-262резолютивная часть объявлена 22 сентября 2005 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявителя - ЗАО “Нортойл“ - к Министерству природных ресурсов РФ, Федеральному агентству по недропользованию, 3-и лица: Администрация Ненецкого автономного округа, ОАО “Северная нефть“, о признании недействительным Постановления от 23.08.99 N 51, при участии от заявителя: С. по дов. от 08.06.05; от ответчиков: Федеральное агентство по недропользованию (М. по дов. от 31.01.05 N 01/354), Министерство природных ресурсов РФ (К.
по дов. от 16.06.05 N 01-08-28/5172, Р. по дов. от 31.12.04 N ЮТ-16-28/8759); от 3-х лиц: ОАО “Северная нефть“ (Щ. по дов. от 02.02.05 N 01/СН-911),

УСТАНОВИЛ:

дело рассматривается в отсутствие 3-го лица - Администрации Ненецкого автономного округа - по материалам дела на основании ст. 156 АПК РФ.

Заявитель - ЗАО “Нортойл“ - просит признать недействительным Постановление Министерства природных ресурсов РФ от 23.08.1999 N 51 о досрочном прекращении права пользовании недрами на Колвинском нефтяном месторождении, предоставленного “Нортойл“ (лицензия НРМ 10463 НЭ), поскольку оно не соответствует ст. ст. 20, 21 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, т.к. привело к ограничению предусмотренного ст. ст. 9, 10.1 Закона РФ “О недрах“ права использования своих способностей и имущества, а также просит устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов путем возобновления действия выданной заявителю лицензии НРМ 10463 НЭ.

Министерство природных ресурсов РФ (далее - МПР России) требования не признало, письменный отзыв не представило, пояснив в судебном заседании о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены, т.к. отношения в сфере недропользования являются административными; заявитель до 2004 г. не обращался к нему; действующее законодательство РФ не предусматривает процедуру возобновления лицензии; полномочия по лицензированию в настоящее время осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 22.09.05.

Федеральное агентство по недропользованию, привлеченное судом к участию в деле в качестве другого ответчика определением от 05.07.05, требование не признало, письменный отзыв не представило и поддержало доводы Министерства природных ресурсов РФ, о чем отражено в протоколе судебного
заседания от 22.09.05.

3-е лицо - ОАО “Северная нефть“, привлеченное к участию в деле определением от 28.07.05, письменный отзыв не представило, пояснив в судебном заседании о том, что по выданной ему лицензии закончился срок действия; новая заявка не подавалась; виды работ не пересекаются с видами работ, на которые имелась лицензия у заявителя, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 22.09.05

От 3-го лица - Администрации Ненецкого автономного округа - никакие заявления, ходатайства и документы в адрес суда не поступали.

Определением от 05.07.05 суд восстановил заявителю срок на подачу заявления в арбитражный суд по его ходатайству (л. д. 78 т. 1).

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения явившихся лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителю была выдана лицензия НРМ 10463 НЭ, зарегистрированная 10.04.97, со сроком действия по октябрь 2013 г. на добычу углеводородного сырья на Колвинском месторождении (л. д. 15 т. 1).

Совместным Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 16.07.99 N 415 и Министерства природных ресурсов РФ от 23.08.99 N 51 было досрочно прекращено право пользования недрами на Колвинском нефтяном месторождении, предоставленное заявителю, в связи с невыполнением им условий лицензионного соглашения, неустранением допущенных нарушений, невыполнением программы работ, наличием задолженности по налогам на 30.06.99 в размере 131,6 тыс. руб. (л. д. 10 т. 1). Указанное Постановление было вынесено на основании протокола от 6 - 8 апреля 1999 г. N 4 заседания Комиссии по рассмотрению выполнения условий лицензионных соглашений недропользователями в Ненецком автономном округе, которым зафиксировано невыполнение заявителем пунктов лицензионного соглашения 6.4, 6.5,
6.6, и предписано недропользователю до 01.01.00 представить в органы, выдавшие лицензию, программу работ и финансовые гарантии реализации проекта, и только при отсутствии финансовых гарантий рекомендовалось решить вопрос о досрочном прекращении лицензии (л. д. 11 - 14 т. 1).

Не согласившись с указанным совместным Постановлением от 16.07.99 N 415, от 23.08.99 N 51 заявитель неоднократно пытался решить спорный вопрос с Министерством природных ресурсов РФ и Администрацией Ненецкого автономного округа в досудебном порядке.

Довод МПР России о том, что заявитель до 2004 г. не обращался к нему, является несостоятельным, поскольку, возражая против данного довода, заявитель представил Письмо МПР России от 19.08.02 N 05-47/1405 в отношении вопроса о возвращении лицензии.

В результате предпринятых заявителем мер по спорному вопросу Администрацией Ненецкого автономного округа было принято постановление от 17.08.04 N 379 “О восстановлении лицензии НРМ 10463 НЭ ЗАО “Нортойл“, учитывая, что Постановление от 16.07.99 N 415 было вынесено с нарушением требований ст. 21 Закона РФ “О недрах“, подтвержденных протоколом заседания научно-технического совета (НТС) при Администрации Ненецкого автономного округа от 12.04.04 (л. д. 33 т. 1). Также Администрация Ненецкого автономного округа ходатайствовала перед МПР России и Федеральным агентством по недропользованию о восстановлении заявителю права пользования недрами на Колвинском месторождении, поскольку его прекращение было инициировано без достаточных оснований, что подтверждается письмами от 11.06.04 N 03-9/2438, от 10.11.04 N 03-9/4058 (л. д. 36, 76 т. 1).

Росприроднадзор по поручению МПР России Письмом от 24.04.05 N НЛ-02-34/2047 сообщил заявителю о том, что не видит достаточных оснований для поднятия вопроса об отмене Постановления МПР России (л. д. 37 т. 1).

Очередное обращение заявителя от 03.02.05
N 3-07/05 в МПР России по данному вопросу оставлено последним без ответа (л. д. 38 - 40 т. 1).

На основании ст. 21 Закона РФ “О недрах“ в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователями недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения. Как указал заявитель, он такого уведомления не получал. Данное утверждение заявителя подтверждается протоколом заседания научно-технического совета (НТС) при Администрации Ненецкого автономного округа от 12.04.04, из которого следует, что оспариваемое Постановление было принято с нарушением установленной процедуры - без предварительного уведомления заявителя за 3 месяца до прекращения права пользования недрами.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого Постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого Постановления, возлагается на МПР России, что им не исполнено.

Письма, представленные МПР России в судебное заседание 22.09.05, от 18.07.05 N 279, от 28.07.05 N 432, от 10.08.05 N 857, от 04.08.05 N 531, от 18.02.05 N 237, от 28.07.05, только подтверждают тот факт, что документы, связанные с досрочным прекращением права пользования ЗАО “Нортойл“ недрами Колвинского нефтяного месторождения, отсутствуют.

В связи с чем суд приходит к выводу, что со стороны МПР России нарушены требования ст. 21 Закона РФ “О недрах“, на что правомерно указал заявитель.

В оспариваемом Постановлении указано о наличии у заявителя задолженности по налогам
на 30.06.99 в размере 131,6 тыс. руб., что опровергается представленными по делу доказательствами. Так, из п. 7 протокола от 6 - 8 апреля 1999 г. N 4 заседания Комиссии по рассмотрению выполнения условий лицензионных соглашений недропользователями в Ненецком автономном округе, на основании которого было принято оспариваемое Постановление, следует, что задолженности по налоговым платежам нет, переплата составила 915 тыс. руб. (л. д. 11 - 14 т. 1). Это обстоятельства подтверждаются также актом документальной проверки налоговым органом заявителя от 26.04.99, письмом налогового органа от 20.05.99 N 2627/27, представленными заявителем (л. д. 65 - 74 т. 1).

Кроме того, протоколом от 6 - 8 апреля 1999 г. N 4 необходимо было представить заявителю программу работ в срок до 01.01.00 (п. 6). В то же время в оспариваемом Постановлении указано на невыполнение заявителем программы работ, т.е. одно противоречит другому, в том числе по срокам вынесения оспариваемого Постановления и сроку предоставления программы работ.

Из чего следует, что до истечения сроков предоставления программы работ и финансовых гарантий, предусмотренных названным протоколом, действие выданной заявителю лицензии было досрочно прекращено уже в августе 1999 г., на что правомерно указывает заявитель.

Пункты лицензионного соглашения от 1996 г., нарушение которых послужило основанием для досрочного прекращения права пользования недрами ЗАО “Нортойл“, включают: 6.4) пробная эксплуатация в 1997 году скважин ЛФ 64, 66, 67 с объемом добычи 7,5 - 9 тыс. тонн; 6.5) окончание в 1998 году строительством скважины N 67 для перевода запасов в категорию С1; 6.6) Опытно-промышленная эксплуатация в 1998 - 2002 гг. Нижнедевонской залежи (Д1). Уровни добычи по годам определяются проектом на опытно-техническую
эксплуатацию (л. д. 16 - 32 т. 1).

Как указал заявитель, данные требования не могли быть выполнены им в указанные периоды по объективным причинам, обосновав это следующим.

1. При получении заявителем лицензии (в порядке переоформления ранее выданной ГП “Ухтанефтегазгеология“) были нарушены сроки переоформления лицензии на 8 месяцев. Ведение предусмотренных лицензионным соглашением работ без лицензии являлось невозможным ввиду прямого запрета законодательством РФ. Данная задержка послужила причиной задержки пробной и опытно-промышленной эксплуатации скважин N 64 и 66.

2. После получения лицензии заявитель выполнил следующие работы в соответствии с лицензионным соглашением и законодательством РФ о недрах: закончено бурение и испытание разведочной скважины N 66; переработаны и проинтерпретированы 2 профиля сейсморазведки 2В; выполнен проект сейсморазведочных работ 3В; создана цифровая геологическая модель резервуара и выполнен анализ систем месторождения; проведены исследования по скважинам южной части месторождения; подготовлен проект обустройства нефтепромысла; подготовлена проектно-сметная документация на строительство нефтепровода Колва-Салюка и готовилось проведение проектно-изыскательских работ под трассу нефтепровода; подготовлена проектно-сметная документация на расконсервацию скважин N 64 и N 11; представлен на государственную экспертизу отчет по подсчету запасов нефти и растворенного газа. Запасы утверждены.

3. Работы по скважине N 67 были приостановлены в соответствии с Постановлением Гостехнадзора РФ от 06.06.03 N 71 “Об утверждении правил охраны недр“, п. 71 которого требует осуществления вскрытия месторождения или его части, а также мест заложения основных вскрывающих выработок способами и по схемам, предусматривающим наиболее полное и экономически целесообразное извлечение недр основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых в пределах горного отвода. Результаты проведенной заявителем геологоразведочной деятельности (переобработка сейсмических профилей) свидетельствуют о вероятном отсутствии коллектора в месте ее
заложения, поскольку цифровая геологическая модель резервуара, выполненная по результатам проведенных по его заказу дополнительных исследований, существенно отличается от заключений о строении месторождения, существовавших на момент составления лицензионного соглашения. Бурение скважины в изменившихся условиях не только не дало бы положительного экономического эффекта, но и привело бы к необоснованному ухудшению состояния земель на данном участке. Вопрос изменения планового расположения скважин на момент вынесения постановления о прекращении пользования недрами ЗАО “Нортойл“ находился в стадии разработки, так как требовал проведения дополнительных сейсморазведочных работ методом 3В.

В подтверждение указанных доводов заявителем представлены пояснительная записка от 15.05.97 к материалам обработки и интерпретации сейсморазведочных данных по Колвинскому месторождению, утвержденная ОАО “Севергеофизика“ Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Коми, пояснительная записка главного геолога заявителя от 30.05.97 по дополнительным работам на Колвинском месторождении, письмо от 24.11.97 N 074 в отношении внесения изменений в лицензионное соглашение с обоснованием причин такого обращения и приложением проекта соответствующих изменений (л. д. 41 - 43 т. 1). Однако это обращение не было рассмотрено и не учтено при принятии оспариваемого Постановления.

Более того, как следует из протокола от 12.04.04, с момента выдачи лицензии до августа 1999 г. заявитель проводил на лицензионном участке предусмотренные лицензионным соглашением работы: в ЦКЗ МПР России был представлен отчет с подсчетом запасов углеводородного сырья Колвинского месторождения; переработаны сейсмопрофили и подготовлен проект сейсморазведочных работ 3D, выполнен анализ данных испытаний скважин; подписан со стороны заявителя и направлен в Администрацию НАО проект договора об участии недропользователя в социально-экономическом развитии Ненецкого автономного округа.

Согласно уставу заявителя основной целью его создания и деятельности является получение прибыли путем осуществления разведки
и разработки нефтяных и газовых месторождений, организации и ведения связанных с этим строительных и геологоразведочных работ (л. д. 44 - 58 т. 1).

В связи с чем суд считает, что, принимая оспариваемое Постановление с крайней мерой ответственности в отношении заявителя, МПР России не были исследованы указанные выше обстоятельства, в том числе имеющиеся у заявителя объективные причины по ряду работ, выполняемых в соответствии с лицензионным соглашением, которые возникли в ходе выполнения работ по не зависящим от него причинам и которые могут возникнуть у любого лица при осуществлении данного вида лицензионной деятельности, а также указаны недостоверные факты.

Ссылка МПР России на протокол от 25 - 27 ноября 1997 г. N 1, письма от 29.05.00 N 06-01/330, от 07.12.99, от 20.01.97 N 06-1/39, от 26.07.96 N 06-01/458, представленных в подтверждение выполнения работ заявителем, является несостоятельной, поскольку взаимоотношения между предыдущим пользователем недр - ГФУП “Ухтанефтегазгеология“ и заявителем не имеют никакого отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу.

К тому же протокол от 25 - 27 ноября 1997 г. N 1 только подтверждает, что заявитель приступил к работам, предусмотренным лицензионным соглашением, с опозданием по причине задержки оформления лицензионных документов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МПР России не доказало соответствие оспариваемого Постановления Закону РФ “О недрах“, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает заявителю препятствия для осуществления лицензионной деятельности на основании лицензии НРМ 10463 НЭ и в соответствии с уставной деятельностью заявителя.

При указанных обстоятельствах оспариваемое Постановление МПР России от 23.08.1999 N 51 признается судом
недействительным.

В соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя должно быть устранено, но иным способом, чем предложил заявитель в связи со следующим.

В настоящее время лицензирование недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию во исполнение Указа Президента РФ от 09.03.04 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“. Поэтому Федеральное агентство по недропользованию должно устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, допущенные МПР России, путем совершения действий по восстановлению ЗАО “Нортойл“ лицензии на право пользования недрами для добычи углеводородного сырья на Колвинском месторождении после получения от ЗАО “Нортойл“ заявления и документов, необходимых для нахождения их в лицензионном деле и на основании которых ранее была выдана заявителю лицензия НРМ 10463 НЭ другим государственным органом до образования Федерального агентства по недропользованию, поскольку только оно принимает решения в отношения данного вида лицензионной деятельности. Решение суда должно быть исполнимо. Возобновить действие лицензии может только тот, кто ее выдавал и при условии ее наличия. МПР России в настоящее время утратило функции по лицензированию недр.

При этом права 3-го лица - ОАО “Северная нефть“ - не нарушаются, поскольку оно само пояснило, что по выданной ему лицензии закончился срок действия 31.07.05 (л. д. 113 т. 1); новая заявка не подавалась; виды работ не пересекаются с видами работ, на которые имелась лицензия у заявителя, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 22.09.05.

Уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета, поскольку МПР России освобождено от ее уплаты.

На основании ст. ст. 9, 10.1, 20, 21 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, Указа Президента РФ от 09.03.04 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 156, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным Постановление Министерства природных ресурсов РФ от 23.08.1999 N 51 о досрочном прекращении права пользовании недрами на Колвинском нефтяном месторождении, предоставленного ЗАО “Нортойл“ (лицензия НРМ 10463 НЭ), проверенное на соответствие ст. ст. 20, 21 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, и обязать Федеральное агентство по недропользованию после вступления решения в законную силу совершить действия по восстановлению ЗАО “Нортойл“ лицензии на право пользования недрами для добычи углеводородного сырья на Колвинском месторождении в двухнедельный срок со дня получения от ЗАО “Нортойл“ заявления и документов, необходимых для нахождения в лицензионном деле.

Возвратить ЗАО “Нортойл“ из доходов федерального бюджета уплаченную госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.