Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2005, 07.09.2005 по делу N А40-29960/05-129-263 Налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2005 г. Дело N А40-29960/05-129-263резолютивная часть объявлена 7 сентября 2005 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего Ф., единолично, с участием от заявителя: К. - дов. N 15/121 от 12.05.05, паспорт; от ответчика: М. - дов. от 05.08.05, удостоверение УР N 017564, рассмотрев дело по заявлению ООО “Ноябрьскгаздобыча“ к ответчику - МИФНС РФ по КН N 2 - о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ N 16 по г. Москве от 20.01.2005 N 05-26/13.

Заявитель в обоснование требований указал, что налог уплачен заявителем
в полном объеме, ошибка налогоплательщика в первичной налоговой декларации не повлекла неуплаты или неполной уплаты налога в бюджет, у налогового органа не имелось оснований для привлечения к налоговой ответственности.

Ответчик возражал против удовлетворения требований на основании доводов, изложенных в отзыве, пояснив, что заявитель занизил сумму подлежащего уплате налога на добычу полезных ископаемых путем необоснованного применения льготы.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО “Ноябрьскгаздобыча“ 14.07.04 представило в ИФНС РФ N 16 по г. Москве налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за октябрь 2004 г. (л. д. 17 - 35).

Налоговым органом была проведена камеральная проверка, в результате которой было вынесено оспариваемое решение N 21 от 01.04.2005 (л. д. 11 - 12) о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации, в виде штрафа в размере 196388,00 руб. за неполную уплату сумм НДПИ.

По мнению Инспекции, заявитель необоснованно, в нарушение пункта 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации, занизил сумму НДПИ за октябрь 2004 года, подлежащую к уплате в бюджет, на 981940 рублей.

В решении налогового органа указывается, что в соответствии с разделом 2.1 “Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых“ налоговой декларации за октябрь 2004 г. количество добытого полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке:

- 0% в части нормативных потерь по коду основания налогообложения 1010 (код строки 060) составило 9177,012 тысяч кубометров;

- по ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса
РФ, то есть 107 рублей за тысячу кубических метров без применения коэффициента 0,7 по коду основания налогообложения 4000 (код строки 130) составило 3847335,543 тысяч кубометров, соответственно, налоговая база по строке 150 по ставке 0 рублей отражено 9177 тысяч кубометров, по строке 170 по ставке 107 рублей отражено 3847336 тысяч кубометров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МНС РФ от 29.12.2003 имеет номер БГ-3-21/727, а не БГ-3.

В соответствии с пунктом 5.9 Инструкции по заполнению налоговой декларации по НДПИ, утвержденной Приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3, по строке 190 указывается исчисленная в отношении данного полезного ископаемого сумма, которая определяется следующим образом:

- стр. 190 = стр. 160 х стр. 180 х 0,7 + стр. 170 х стр. 180, то есть строка 190 = 0 + 107 + 2887009,110 х 107 = 411664903 рубля.

По строке 200 налоговой декларации за октябрь 2004 года организация неправомерно указала сумму льгот 981940 рублей по коду основания 1010 (9177,012 х 107), так как по этой строке указывается сумма предоставленных налоговых льгот в соответствии с международными договорами РФ (код основания налогообложения 3000) и в соответствии с законодательством РФ (коды 5000, 5100, 5110, 5120, 5130), что повлекло за собой занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, на эту же сумму, так как в соответствии с пунктом 5.1 Инструкции по заполнению налоговой декларации НДПИ, Приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/727, строка 220 = стр. 190 - стр. 200;

- по данным налогоплательщика строка 220 налоговой декларации за октябрь 2004 года = 410682963 рубля;

- по данным
налогового органа строка 220 налоговой декларации за октябрь 2004 года = 411644903 рубля.

Таким образом, налоговый орган приходит к выводу, что в результате неправильного исчисления занижение налога на НДПИ за октябрь 2004 года составило 981940 рублей.

Суд считает, что доводы налогового органа являются необоснованными по следующим основаниям.

Заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату сумм НДПИ. Следовательно, налоговый орган, на котором лежит бремя доказывания в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, должен доказать, что заявителем допущена неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья - по ставке 107 руб. за 1000 кубических метров
газа.

Как усматривается из отчета по добыче и покупке газа за октябрь 2004 г., заявителем фактически добыто 3847335,543 тыс. куб. м газа. Нормативные потери составили 9177,012 тыс. куб. м газа.

Таким образом, учитывая, что к нормативным потерям применяется ставка 0 процентов, налог на добычу полезных ископаемых за указанный налоговый период рассчитывается следующим образом:

(3847335,543 - 9177,012) х 107 руб. = 410682962,817.

Именно эта сумма указана в строке 220 налоговой декларации “Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет“ и именно эту сумму заявитель фактически уплатил в бюджет.

Таким образом, судом не установлена неуплата или неполная уплата налога заявителем.

При заполнении декларации налогоплательщик допустил описку - при расчете не был надлежащим образом указан объем полезных ископаемых в части нормативных потерь, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0%. Однако данная описка не привела к неправильному исчислению и уплате заявителем налога на добычу полезных ископаемых.

Основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности у налогового органа отсутствовали.

Решение не соответствует требованиям ст. ст. 106, 108, 122, 342 Налогового кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату на основании ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110 - 112, 167 - 170, 200 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о привлечении ООО “Ноябрьскгаздобыча“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 21 от 01.04.2005, как не соответствующего требованиям Налогового кодекса РФ.

Возвратить ООО “Ноябрьскгаздобыча“ из федерального бюджета РФ госпошлину в размере 2000 руб.

Решение в части признания недействительным решения налогового органа подлежит немедленному исполнению.

Решение
может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.