Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2005, 11.08.2005 по делу N А40-32543/05-121-281 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, отменяющего ранее принятый ненормативный акт о разработке исходно-разрешительной документации, т.к. из материалов дела следует, что предоставление спорного земельного участка заявителю не оформлено надлежащим образом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 августа 2005 г. - изготовлено Дело N А40-32543/05-121-28111 августа 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего Д., судей: единолично, протокол судебного заседания вела судья Д., с участием от заявителя: Ж. - дов. N 49-2004 от 18.11.04, от ответчика: Р. - дов. N 54исх. от 14.01.04, от 3-го лица: Департамент земельных ресурсов (Ч. - дов. N 33-И-3/5-(98) от 20.01.05, от 3-го лица: ООО “Гиперцентр 7“ - неявка, рассмотрев дело по заявлению ООО Строительная компания “Галузино“ к Префектуре ВАО г. Москвы, 3-и лица: ООО “Гиперцентр 7“, Департамент земельных ресурсов, о признании недействительным решения Комиссии
от 20.01.05,

УСТАНОВИЛ:

ООО Строительная компания “Галузино“ заявило о признании недействительным решения Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории Восточного административного округа от 20.01.05 (выписка из протокола N 1 от 20.01.05).

Спор рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие 3-го лица (ООО “Гиперцентр 7“), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что 18.10.04 была утверждена исходно-разрешительная документация для строительства СТОА по адресу: ул. Сталеваров, вл. 1, разработанная в соответствии с выпиской из протокола N 19 заседания окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО г. Москвы от 09.07.03; оспариваемым решением Комиссии от 20.01.05 необоснованно отменяется решение комиссии от 09.07.03 (выписка N 19), что нарушает права и законные интересы заявителя. Заявитель считает, что поручение Мэра Москвы от 12.03.03, на которое указано в оспариваемом решении, относится к земельному участку по адресу: ул. Сталеваров, 1Б (ш. Энтузиастов), тогда как у заявителя разработана ИРД на зем. участок по адресу: ул. Сталеваров, вл. 1; поручение Мэра Москвы не является правовым актом и не может повлечь после издания правовых последствий. Заявитель указал, что учитывая предварительное согласование места размещения объекта нового строительства и места расположения зем. участка (градостроительное заключение от 18.10.04, иные согласовательные документы), решение о предварительном согласовании места размещения объекта согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение трех лет. Заявитель считает, что комиссия вышла за рамки своих полномочий, нарушила положения ЗК РФ, Устава г. Москвы, п. 2.7 распоряжения Префекта ВАО от 03.12.04
в части приостановления (отказа) оформления земельных отношений с истцом, поскольку ни одного нарушения ООО СК “Галузино“ допущено не было, градостроительная ситуация не изменялась.

Ответчик представил документы, отклонил требование заявителя, в письменном отзыве указал, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, а также акт о выборе земельного участка с утверждением проекта его границ, как это предусмотрено ст. 30 ЗК РФ, префектурой ВАО не принималось; заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о наличии сформированного земельного участка, отвечающего требованиям ст. 6 ЗК РФ, решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.05, дело N А40-17772/05-7-151, иск ООО СК “Галузино“ к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы об обязании оформить необходимые документы для заключения договора долгосрочной аренды земельного участка оставлен без удовлетворения. Также ответчик указал, что на территории г. Москвы установлено градостроительное зонирование территории Генеральным планом развития, а согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

3-е лицо в письменных пояснениях указало о рассмотрении дела без участия представителя ООО “Гиперцентр 7“, а также пояснило, что судебный акт по данному делу не повлияет на права или обязанности Общества по отношению ни к одной из сторон по делу.

3-е лицо - Департамент земельных ресурсов - поддержало позицию Префектуры ВАО г. Москвы, пояснило, что на заседании Комиссии от 09.07.03 вопрос о предоставлении истцу земельного участка не решался, оснований для оформления прав истца на земельный участок нет. 3-е лицо считает, что
ИРД не является основанием для оформления прав на земельный участок.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные документы, суд признает требование заявителя не обоснованным по следующим основаниям.

Комиссией по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории Восточного административного округа во исполнение поручения Мэра Москвы от 12.03.03 N 4-19-3420/3 о закреплении за ООО “Гиперцентр 7“ земельного участка по адресу: ул. Сталеваров, вл. 1 (шоссе Энтузиастов) и в соответствии с решениями Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 19.03.03 протокол N 11 (пункт 7), от 30.06.04 протокол N 24 (пункт 7.1) принято решение отменить решение окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО о разработке исходно-разрешительной документации от 09.07.03 протокол N 19 (пункт 31) - выписка из протокола N 1 от 20.01.05 (л. д. 11).

Согласно выписке из протокола N 19 от 09.07.03 окружной комиссией по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО г. Москвы решался вопрос о разработке исходно-разрешительной документации ООО СК “Галузино“ в связи со строительством станции техобслуживания и ремонта автомобилей с мойкой и магазином сопутствующих товаров по адресу: ул. Сталеваров, вл. 1 (л. д. 17). Данное решение распорядительным актом Префекта не утверждалось.

Из материалов дела усматривается, что 19.03.03 Городской комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию было принято решение о резервировании ООО “Гиперцентр 7“ земельного участка площадью 5,2 га по ул. Сталеваров, вл. 1Б (ш. Энтузиастов, вл. 102) сроком на 1 год для разработки исходно-разрешительной документации на размещение торгового центра - выписка из протокола от 19.03.03 N 11. На заседании этой же комиссии
30.06.04 рассматривался вопрос о возможности утверждения стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка по ул. Сталеваров, вл. 1Б (ВАО), предоставляемого ООО “Гиперцентр 7“ для строительства торгового центра в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 27.04.02 N 596-РП. Протоколы Городской комиссии утверждены первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Р.

Заявитель считает, что отмененное решение комиссии от 19.07.03, разрешающее ООО СК “Галузино“ разработку исходно-разрешительной документации на строительство, является решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется согласно ст. 29 Земельного кодекса на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляемый с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен определенный порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусматривающий: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка, к которому прилагается утвержденный органом власти
проект границ земельного участка. Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Такое решение в силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Между тем решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, а также акт о выборе земельного участка с утверждением проекта его границ, префектурой ЗАО в отношении ООО СК “Галузино“ не принималось.

Ссылка заявителя на градостроительное заключение от 18.10.04 и иные документы, входящие в исходно-разрешительную документацию, несостоятельна, поскольку данные документы не являются согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Также отсутствуют доказательства проведения работ по формированию земельного участка, проведения государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии со ст. 70 ЗК РФ. Таким образом, установленный п. 5 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта соблюден не был.

Кроме того, на территории г. Москвы установлено градостроительное зонирование территории Генеральным планом развития, тогда как в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории).

Согласно Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 11.04.00 N 378-РМ, разработка исходно-разрешительной документации является одним из этапов предпроектной
подготовки строительства.

В соответствии со ст. ст. 10, 29 Земельного кодекса РФ, Уставом г. Москвы, Законами г. Москвы “О Правительстве города Москвы“, “О землепользовании и застройке города Москвы“, Положением о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 03.12.02 N 981-РР, префектуры административных округов г. Москвы вправе принимать решения о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также принимать решения по их изъятию.

Комиссия по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории Восточного административного органа (далее - Комиссия) создана и действует на основании Положения, утвержденного распоряжением Префекта ВАО г. Москвы от 03.12.04 N 1814-В-РП.

Основные цели и задачи Комиссии изложены в разделе 2 Положения, к которым в том числе, относится рассмотрение вопросов о приостановлении (отказе) оформления земельных отношений юридическим и физическим лицам, допустившим нарушения установленного порядка проведения строительных работ и использования территории, а также с учетом градостроительной ситуации. Согласно п. 4.9 Положения по каждому решению Комиссии по предоставлению земельных участков издается распоряжение префекта. Неотъемлемой частью распоряжений является план земельного участка, подписанный руководителем территориального объединения регулирования землепользования или его заместителем.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В п. 2 выписки из протокола N 1 от 20.01.05 указано, что ООО “Гиперцентр 7“ представило в префектуру ВАО гарантийное письмо от 21.01.05 о готовности компенсировать документально подтвержденные ООО СК “Галузино“ затраты на разработку ИРД и проектной документации на строительство станции
техобслуживания и ремонта автомобилей с мойкой и магазином сопутствующих товаров на участке по адресу: ул. Сталеваров, вл. 1.

Таким образом, суд не установил несоответствия оспариваемого решения Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории ВАО г. Москвы от 20.01.05 действующему законодательству, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.

Суд в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на заявителя уплаченную госпошлину по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 8, 12 ГК РФ, ст. ст. 29, 30, 31 ЗК РФ, ст. ст. 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 180, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления ООО Строительная компания “Галузино“ о признании недействительным решения Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории ВАО г. Москвы от 20.01.05 (выписка из протокола N 1 от 20.01.05).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде.