Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2005, 10.08.2005 по делу N А40-23882/05-121-244 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия госоргана по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на слабоалкогольные напитки и обязании госоргана выдать указанное заключение, т.к. госорган выполнил все действия, связанные с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы, а заключение не оформил, поскольку существует потенциальная опасность отрицательного влияния данной категории напитков на пищевой статус и здоровье населения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 августа 2005 г. Дело N А40-23882/05-121-244резолютивная часть объявлена 10 августа 2005 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего Д., членов суда: единолично, при ведении протокола судьей Д., с участием от заявителя: К. - дов. от 06.06.05; от ответчика: О. - дов. N 21/05 от 31.05.05; от 3-го лица: С. - дов. N 1 от 31.01.05, рассмотрев дело по исковому заявлению: ООО “Хэппилэнд“ к ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ Роспотребнадзора, 3-е лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о признании незаконным бездействия, об обязании выдать заключения,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Хэппилэнд“ просит признать незаконным
бездействие государственного органа в лице ГУ “Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Министерства здравоохранения“ по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на напитки “Супер Ягуар-Оригинальный, 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер-Оригинальный, 7,0% об.“ и об обязании ответчика выдать санитарно-эпидемиологические заключения на напитки “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“.

Определением от 06.06.05 судом произведена процессуальная замена ответчика на ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ Роспотребнадзора.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что 30.03.04 заключил с ответчиком договор на проведение работ, связанных с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, технической документации, оформлением и выдачей санитарно-эпидемиологического заключения; представил все необходимые документы; ответчик выписал направление N 273Р-2004 на проведение экспертизы в ИЦПП НИИ питания РАМН, с которым заявитель 31.03.04 заключил договор N 502 по проведению экспертизы документации и проведению исследования качества и безопасности пищевой продукции. Заявитель указал, что НИИ питания РАМН в письме от 20.12.04 указал, что в исследованиях не были обнаружены несоответствия напитков установленным законодательством требованиям, однако ответчик до настоящего времени никакого санитарно-эпидемиологического заключения не выдал, не исполнил обязательства по договору, в связи с чем заявитель обратился с данными требованиями в суд.

Ответчик требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве, указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.00 N 988, Приказом Роспотребнадзора от 18.06.04 N 2 с 21.06.04 введена государственная регистрация новой продукции, веществ, препаратов, поэтому на продукцию, подлежащую госрегистрации, не может быть выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, так как выдается свидетельство о госрегистрации продукции. Ответчик пояснил, что по результатам исследований НИИ питания РАМН оформил экспертное заключение от 30.09.04 N 72/Э-2824/и-04, в котором не
рекомендовал производимые заявителем напитки к госрегистрации; кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 22.10.04 отказано в госрегистрации указанных напитков, в связи с чем Центр не оформлял санитарно-эпидемиологические заключения (свидетельства о госрегистрации), а также выполнил все возможные действия, связанные с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы.

3-е лицо представило документы, отзыв, полностью поддержало доводы и возражения ответчика; пояснило, что результаты проведенной экспертизы свидетельствуют о том, что в настоящее время отсутствует научная информация о полной безопасности слабоалкогольных тонизирующих напитков, Роспотребнадзор отказал в госрегистрации напитков. 3-е лицо сообщило, что право подписи санитарно-эпидемиологических заключений (свидетельств о госрегистрации) на соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам имеет только главный государственный санитарный врач и его заместители.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

30.03.2004 ООО “Хэппилэнд“ (заказчик) заключило с ГУ “Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации“ (далее - Центр) (исполнитель) договор N С196Р-2004 на проведение работ, связанных с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, технической документации, оформлением и выдачей санитарно-эпидемиологического заключения (л. д. 10 - 14).

Во исполнение данного договора Центр 30.03.04 выписал направление N 273Р-2004 в Испытательный центр пищевой продукции НИИ питания РАМН на проведение экспертизы документации, испытаний продукции, товара, в том числе “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный“, производимой ООО “Хэппилэнд“, с целью санитарно-эпидемиологической оценки соответствия установленным санитарно-гигиеническим требованиям (л. д. 15).

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 21.12.00 N 988 “О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также
отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации“ Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.06.04 N 2 с 21 июня 2004 г. введена государственная регистрация новой продукции, веществ, препаратов.

Согласно п. 2 Постановления Правительства N 988 под новой продукцией понимаются впервые разрабатываемые и внедряемые для промышленного изготовления на территории Российской Федерации пищевые продукты или пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ, изготавливаемые из ранее не использовавшегося сырья и (или) полученные по ранее не использовавшимся технологиям, требования к которым не установлены нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, с 21.06.04 на продукцию, подлежащую государственной регистрации, выдается свидетельство о государственной регистрации продукции, а не санитарно-эпидемиологическое заключение.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“, Постановлением Правительства РФ от 21.12.00 N 988 напитки слабоалкогольные “Супер Ягуар-Оригинальный, 5,5% об.“, “Супер Ягуар-Оригинальный, 7% об.“ производства ООО “Хэппилэнд“ относятся к новым видам продукции, так как ранее продукция с данным составом (содержание алкоголя 5,5% об. и 7% об.) на территории Российской Федерации не изготавливалась, и подлежат государственной регистрации.

По результатам лабораторных исследований указанной продукции НИИ питания РАМН в письме от 30.09.04 N 72/Э-2824/и-04 на направление N 273Р не рекомендовал напитки слабоалкогольные “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 5,5% об.“ для государственной регистрации (л. д. 77).

Данное заключение было передано в Управление государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора для дальнейшего принятия решения о государственной регистрации данных напитков, что подтверждается актом сдачи-приемки N 47/04 от 06.10.04, и соответствует условиям договора от 30.03.04 и
Порядку проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.08.01 N 325 (в ред. от 18.03.02 N 84).

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес ООО “Хэппилэнд“ было направлено письмо от 22.10.04 N 0100/2085-04-31 об отказе в государственной регистрации напитков слабоалкогольных “Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 5,5% об.“ производства ООО “Хэппилэнд“. Отказ мотивирован тем, что существует потенциальная опасность отрицательного влияния данной категории напитков на пищевой статус и здоровье населения, особенно подросткового и юношеского возраста, наличием потенциальной опасности ускорения формирования алкогольной зависимости (л. д. 78 - 79).

Главный государственный санитарный врач РФ в Постановлении от 19.01.05 N 2 указал, что “...в настоящее время нет достоверных научных данных об отсутствии потенциального отрицательного воздействия слабоалкогольных энергетических напитков на здоровье людей, особенно детей и подростков, о возможных изменениях психофизиологического поведения человека при одновременном потреблении тонизирующих веществ и алкоголя“ (л. д. 70 - 72).

Подунктом “б“ пункта 18 Постановления Правительства РФ от 21.12.00 N 988 “О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий“ предусмотрен отказ в госрегистрации продукции, если в отношении продукции и условий ее изготовления и оборота не могут быть Ф.И.О. развития науки установлены требования безопасности, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и среде обитания человека опасных факторов такой продукции.

В связи с тем, что решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ООО “Хэппилэнд“ было отказано в госрегистрации заявленной продукции, Центр не оформлял санитарно-эпидемиологические заключения (свидетельства о госрегистрации) на напитки слабоалкогольные энергетические “Супер Ягуар-Оригинальный 5,5% об.“,
“Супер Ягуар-Оригинальный 7,0% об.“, при этом ответчик выполнил все действия, связанные с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы, предусмотренные условиями договора N С196Р-2004 от 30.03.04.

Таким образом с учетом всех представленных по делу документов, суд не установил незаконного бездействия ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на напитки “Супер Ягуар-Оригинальный, 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.08.01 N 325 “О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции“ выдачу санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию осуществляют: Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ, центры гос. санитарно-эпидемического надзора в субъектах РФ.

Право подписи заключений на продукцию, прошедшую экспертизу на соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, имеют главные государственные врачи и их заместители.

С учетом всех обстоятельств по делу суд не находит оснований для обязания ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ выдать санитарно-эпидемиологические заключения на напитки “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ООО “Хэппилэнд“ о признании незаконным бездействия ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на напитки “Супер Ягуар-Оригинальный, 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“ и об обязании ФГУЗ “Информационно-методический центр “Экспертиза“ выдать санитарно-эпидемиологические заключения на напитки “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный 5,0% об.“ и “Энергетический напиток Супер Ягуар-Оригинальный, 7,0% об.“ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде.