Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2005 по делу N А41-К2-10777/05 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части отказа в возмещении НДС, т.к. представленные заявителем доказательства подтверждают его право на применение налоговых вычетов по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2005 г. Дело N А41-К2-10777/05“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ к ИМНС РФ по г. Лыткарино о признании недействительным решения, при участии в заседании от истца: В. - доверенность б/н от 21.06.05; от ответчика: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ обратилось в Арбитражный суд с иском (с учетом уточнения) к ИФНС РФ по г. Лыткарино о признании частично недействительным решения N 19/1 от 18.04.05: п. 2 решения
- об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 г. в размере 3959730 руб.; п. 3 решения - о начислении в карточке лицевого счета неправомерно предъявленную к налоговому вычету и, соответственно, к возмещению из бюджета сумму НДС по ставке 20% в размере 25000 руб., в том числе, октябрь 2002 г. - 18000 руб., ноябрь 2002 г. - 7000 руб.; п. 4.1 решения - в части уплаты пени за несвоевременную уплату НДС по авансовым платежам, полученным в счет предстоящей поставки товаров, в сумме 582602,82 руб.; п. 4.2 решения.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Истец поддержал заявленное требование, представил дополнительные доводы и дополнительные доказательства. Представил на обозрение суда подлинники документов, копии которых имеются в деле.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

По окончанию выездной налоговой проверки ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ Инспекцией ФНС России по г. Лыткарино было вынесено решение N 19/01 от 18 апреля 2005 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п. 1 решения налогового органа заявителем неправомерно предъявлены к налоговому вычету суммы НДС по ставке 20% в размере 25000 руб., в том числе, октябрь 2002 г. - 18000 руб., ноябрь 2002 г. - 7000 руб., поскольку у налогоплательщика в октябре и ноябре 2002 г. отсутствовала налоговая база по НДС.

Однако в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ “Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг)
на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.“

В данном случае заявителем был заключен договор N 46 от 18.04.2002 о возмездном оказании услуг, в соответствии с которым ЗАО “Интехно ТК“ выполнило работы на общую сумму 150000 руб., в т.ч. 25000 руб. - НДС, включающие в себя проведение исследований рынка с целью изыскания покупателей, желающих приобрести товар, реализуемый заявителем, проведение переговоров с покупателями, разработку документации и другие услуги. Вышеперечисленные работы были необходимы ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ именно для ведения коммерческой деятельности, результатом которой явилось заключение и исполнение договоров купли-продажи товаров, в рамках которых и производились операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ “Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога“. Заявитель оплатил работы по вышеуказанному договору платежным поручением N 15 от 31.10.2002 на сумму 42000 руб., в т.ч. 7000 руб. - НДС (счет-фактура N 34 от 01.11.2002), и платежным поручением N 12 от 16.10.2002 на сумму 108000 руб., в т.ч. 18000 руб. - НДС (счет-фактура N 53 от 25.06.2002). Факт
оплаты контрагенту и наличие надлежащим образом заполненных счетов-фактур налоговым органом не оспаривается. Таким образом, ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ выполнило все требования НК РФ для применения налогового вычета по НДС за октябрь и ноябрь 2002 г.

В соответствии с п. 2 решения налогового органа заявителем неправомерно предъявлена к налоговому вычету сумма НДС по ставке 0% за сентябрь 2003 г. в размере 3959730 руб., поскольку, по мнению ИФНС, отсутствовал факт приобретения товара налогоплательщиком и расходы, произведенные по оплате начисленных сумм НДС, не обладают характером реальных затрат.

Данная позиция ИФНС не соответствует ни действующему законодательству, ни материалам дела по следующим основаниям.

На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ “Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога“.

На основании договора N 0730 от 30 июля 2003 г., заключенного с российским поставщиком - ООО “Интерспецкомплект“, ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ приобрело товар на сумму 23758380 руб., в т.ч. НДС - 3959730 руб. (счет-фактура N 12 от 06.08.2003), который впоследствии был экспортирован. Оплата в размере 23324057,02 руб. за указанный товар была произведена простым векселем АКБ “Ист Бридж Банк“ N 1181675 от 29.09.2003, номиналом 23790000 руб., оставшаяся часть в размере 434322,98 руб., в том числе НДС - 72387,16 руб., была перечислена на расчетный счет ООО “Интерспецкомплект“
(платежное поручение N 26 от 30.09.2003). Факт оплаты товара и предоставления надлежащим образом оформленного счета-фактуры налоговым органом не оспаривается.

Однако ИФНС в своем решении ссылается на отсутствие у заявителя собственных или арендованных складских помещений, результатом чего является отсутствие факта приобретения товара налогоплательщиком. Данная позиция налогового органа не соответствует действительности, поскольку товар от ООО “Интерспецкомплект“ был получен по товарной накладной N 12 от 06.08.2003, а отправлен в ДГУП “РОСТЭК-Чувашия“ для таможенного оформления по товарной накладной N 1 от 07.08.2003, т.е. на следующий день. Следовательно, арендовать складское помещение в данном случае было абсолютно нецелесообразно и экономически невыгодно.

Также для проверки факта приобретения товара ИФНС РФ по г. Лыткарино МО был направлен соответствующий запрос в ИФНС по г. Одинцово МО в отношении поставщика - ООО “Интерспецкомплект“. Как указано в решении ИФНС, “из полученных материалов встречной проверки ООО “Интерспецкомплект“ следует, что выручка от реализации красителей кислотных ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ включена в налоговую базу по НДС за сентябрь 2003 г.“. Таким образом, налоговый орган сам подтверждает надлежащее исчисление и уплату поставщиком НДС.

Однако ИФНС в своем решении указала, что поставщик - ООО “Интерспецкомплект“, приобрел товар у организации - ООО “Инком Аспект“, встречная проверка по которой показала, что данная организация по юридическому адресу отсутствует. В результате этого налоговый орган сделал ошибочный вывод об отсутствии факта приобретения товара налогоплательщиком. Данный вывод ИФНС неправомерен, поскольку заявитель не отвечает за действия третьих лиц. Также факт приобретения товара подтверждается договором N 0730 от 30 июля 2003 г., заключенным с российским поставщиком - ООО “Интерспецкомплект“, счетом-фактурой N 12 от 06.08.2003,
товарной накладной N 12 от 06.08.2003 и полной оплатой по вышеуказанному договору простым векселем АКБ “Ист Бридж Банк“ N 1181675 от 29.09.2003, номиналом 23790000 руб., в размере 23324057,02 руб. и платежным поручением N 26 от 30.09.2003, в размере 434322,98 руб., в т.ч. НДС - 72387,16 руб. Таким образом, Заявитель выполнил все условия для получения налогового вычета, предусмотренного ст. 171 НК РФ, в порядке, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

К тому же факт полной оплаты поставщику за товар, факт экспорта и право на возмещение вышеуказанной суммы НДС по данной сделке подтверждены решением Арбитражного суда Московской обл. от 20.08.2004, дело N А41-К2-11677/04, и постановлением ФАС Московского округа от 19.11.2004 N КА-А41/10762-04 по тому же делу.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ “обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица“.

В соответствии с п. 3 решения налогового органа заявителем не произведена своевременно уплата суммы НДС с авансов, полученных в счет последующей экспортной поставки, что привело к начислению пеней в соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ в порядке, установленном ст. 75 НК РФ, за период с 22.10.2002 по 05.09.2003 в сумме 646679 руб.

Налоговый орган обосновывает свою позицию тем, что 27.09.2002 на валютный счет ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ от фирмы “ALFAINVEST, INC.“ по контракту N 840/56881656/002 от 16.09.2002 поступили денежные средства в размере 620046 долларов США, которые в соответствии с протоколом при переговорах между представителями ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г.
Лыткарино“ и фирмы “ALFAINVEST, INC.“ от 10.11.2002 были отнесены в счет оплаты контракта N 840/56881656/003 от 24.09.2002, а так как экспортная поставка по договору N 840/56881656/003 от 24.09.2002 была осуществлена 07 сентября 2003 г., налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ обязан был уплатить НДС с аванса, полученного в счет предстоящей поставки 20.10.2002.

С данным выводом ИФНС суд частично не согласен по следующим причинам: протокол при переговорах между представителями ООО “Инвалиды и ветераны Афганистана г. Лыткарино“ и фирмы “ALFAINVEST, INC.“ от 10.11.2002, на который ссылается налоговый орган, ни изменением, ни дополнением к контрактам N 840/56881656/002 от 16.09.2002 и N 840/56881656/003 от 24.09.2002 не является, т.е. не создает правовых последствий для сторон. Протокол лишь выражает намерения сторон, не создает, не прекращает и не изменяет права и обязанности сторон по вышеуказанным контрактам.

Таким образом, данный протокол не может считаться основанием для определения поступивших валютных средств, как аванса по контракту N 840/56881656/003 от 24.09.2002, и, следовательно, начисление пеней в соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ является неверным применением действующего законодательства.

Дополнительным соглашением N 2/1 от 19.11.2002 к контракту N 840/56881656/002 от 16.09.2002 контракт N 840/56881656/002 от 16.09.2002 был расторгнут и право собственности перешло к продавцу. В дополнительном соглашении ни о каком перераспределении средств, полученных продавцом, не указано.

Таким образом, заявитель считает, что должен был уплатить пеню, в соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ лишь за период с 22.10.2002 по момент расторжения контракта N 840/56881656/002, а именно, по 19.11.2002 (расчет пени 3269192,53 руб. x 0,07% x 28 дней = 64076,18 руб.).

Согласно
п. 1 ст. 146 НК РФ “Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав“. В данном случае контракт был расторгнут и реализации не было, соответственно, не было и объекта налогообложения после расторжения контракта.

П. 1 ст. 162 НК РФ об обязании налогоплательщика уплатить НДС с аванса, также неприменим ввиду расторжения контракта, то есть сумма, полученная налогоплательщиком, после расторжения контракта авансом не является, поскольку в дальнейшем реализации не предполагается.

В соответствии с п. 2. ст. 167 НК РФ “В целях настоящей статьи оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя“. В данной ситуации прекращение встречного обязательства, связанного с поставкой (передачей) товара, не происходит по причине расторжения контракта.

Таким образом, у заявителя отсутствует момент определения налоговой базы по НДС после расторжения контракта, так как отсутствует налоговая база по НДС и момент ее определения, у заявителя не возникает обязанности по исчислению и уплате соответствующего налога после расторжения контракта.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах иск следует удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 180 АПК РФ, АС МО

РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Лыткарино N 19/1 от 18.04.05 в части: п. 2 решения - об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке
0 процентов за сентябрь 2003 г. в размере 3959730 руб.; п. 3 решения - о начислении в карточке лицевого счета неправомерно предъявленную к налоговому вычету и, соответственно, к возмещению из бюджета сумму НДС по ставке 20% в размере 25000 руб., в том числе октябрь 2002 г. - 18000 руб., ноябрь 2002 г. - 7000 руб.; п. 4.1 решения - в части уплаты пени за несвоевременную уплату НДС по авансовым платежам, полученным в счет предстоящей поставки товаров, в сумме 582602,82 руб.; п. 4.2 решения.

Вернуть истцу госпошлину из федерального бюджета, выдать справку.