Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2005 N 09АП-7357/05-АК по делу N А40-12369/05-143-120 Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 27 июля 2005 г. Дело N 09АП-7357/05-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2005.

Полный текст постановления изготовлен 27.07.2005.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей - К.Н.Н., П.В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем П.С.С., при участии: П.А.Н. по дов. от 25.03.2005 N 5-юр, от заинтересованного лица - К.В.А. по дов. от 27.06.2005 N 6, С. по дов. от 01.02.2005 N 3-2/415, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ N 32 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2005 по делу N А40-12369/05-143-120,
принятое судьей К.В.И., по заявлению ОАО “Аэропорт Внуково“ к ИФНС РФ N 32 по г. Москве о признании частично недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Аэропорт Внуково“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением к ИФНС РФ N 32 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа от 24.12.2004 N 13-3/3022 в части доначисления: НДС в сумме 737351 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней; налога на прибыль в сумме 654407 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней; НДФЛ в сумме 447828,6 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней.

ИФНС РФ N 32 по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы со встречным заявлением, в котором просит о взыскании с ОАО “Аэропорт Внуково“ штрафных санкций в сумме 98233,60 руб., доначисленных решением от 24.12.2004 N 13-3/3022.

Заявитель частично согласился с правомерностью доначисления и взыскания с него налоговых санкций в сумме 6370,9 руб., которые приходятся на часть решения ИФНС от 24.12.2004 N 13-3/3022, которая не обжалуется.

Решением суда от 12.05.2005 признано недействительным решение ИФНС РФ N 32 по г. Москве 13-3/3022 от 24.12.2004 в части доначисления: НДС в сумме 737351 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней; налога на прибыль в сумме 654407 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней; НДФЛ в сумме 447828,6 руб. и соответствующих сумм штрафов и пеней, как не соответствующее ст. ст. 123, 122, 217, 255 НК РФ. По встречному заявлению взысканы с ОАО “Аэропорт Внуково“ в доход соответствующих бюджетов штрафные санкции в сумме 6370,9 руб. В удовлетворении остальной части встречного
заявления отказано.

С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить. Требования налогового органа удовлетворить в полном объеме, а в удовлетворении требований заявителя отказать. Свое обращение с апелляционной жалобой налоговый орган мотивирует тем, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.

Как видно из материалов дела и правильно установлено судом 1-й инстанции, ОАО “Аэропорт Внуково“ в период с 2002 г. по 2003 г. включил в состав расходов на оплату труда по налогу на прибыль расходы на оплату проезда (авиаперелета на воздушном транспорте) работников и членов их семьи (иждивенцев) к месту проведения отпуска на территории РФ и обратно.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств“ было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.

Пункт 2 раздела второго Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. определяет, что законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и
иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств“, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Постановление СМ СССР от 25 июня 1971 г. N 434 “О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом“ относится к российскому законодательству, регулирующему трудовые отношения.

Согласно п. 7 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда, уменьшающих прибыль для целей налогообложения, включаются расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту проведения отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Как видно, норма пункта 7 ст. 255 НК РФ не ограничивает включение в состав расходов на оплату труда, уменьшающих прибыль, оплату проезда работников и лиц, находящихся
у этих работников на иждивении, к месту проведения отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно только организациями, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Организациям, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указанной нормой предоставляется только дополнительное право - это включать в состав расходов на оплату труда, уменьшающих прибыль, расходы по оплате провоза багажа работников.

Также п. 7 ст. 255 НК РФ не связывает включение в состав расходов на оплату труда, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, вместе с тем носит ли нормативный акт, в частности Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971, предусматривающий для организации возможность один раз в год оплачивать своим работникам и членам их семей авиаперелет к месту отпуска (и обратно), разрешительный или обязательный для работодателя характер.

В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений, связанных с местом нахождения (работой) физических лиц (работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), либо с характером действующего законодательства, в соответствии с которым физическим лицам предоставляется указанная льгота (разрешительный или обязательный характер нормативного акта).

Следовательно, оплата (компенсация) организацией стоимости билетов работникам ОАО “Аэропорта Внуково“ и членам их семей в соответствии с действующим Постановлением СМ СССР от 25 июня 1971 г. N 434 “О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций
Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом“ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Поэтому включение налоговым органом в доход физических лиц, перечисленных в таблице N 1 пункта 1.5.3 решения N 13-3/3022, стоимости авиаперелета на воздушном транспорте к месту проведения отпуска и обратно является незаконным.

Кроме того, ОАО “Аэропорт Внуково“ в соответствии с договором от 11.11.2002 N 100204-2189, заключенного ГУП Дирекция единого заказчика района “Внуково“ (ДЕЗ Внуково“), осуществляет подачу тепловой энергии для жилого фонда, находящегося на балансе ДЕЗа.

Согласно государственным контрактам от 20.03.2002 N 124-УГЗ и от 07.05.2003 N 156-УГЗ, заключенных ОАО “Аэропорт Внуково“ с Управлением городского заказа правительства Москвы и Управлением топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, ОАО “Аэропорта Внуково“ за счет бюджета г. Москвы возмещается разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую населению. Дотации (субсидии) из бюджета г. Москвы предназначались для покрытия убытков Заявителя, которые определяются как разница между действующими тарифами для жилищной организации и тарифами для населения, установленными Региональной энергетической комиссией г. Москвы.

Тарифы на тепловую энергию на 2003 г. были установлены постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 30 октября 2002 г. N 63 и Постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 22 июля 2003 г. N 46. Так тариф с января по июль 2003 г. составлял для жилищной организации 281 руб./Гкал, для населения - 208 руб./Гкал; с августа по декабрь 2003 г.: для жилищной организации - 323 руб./Гкал, для населения - 263 руб./Гкал.

Статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (действующего
в 2003 году) и Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации предоставляется право осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на тепловую энергию.

Согласно ст. 65 Конституции РФ город Москва является субъектом Российской Федерации.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию, утвержденные Региональной энергетической комиссий г. Москвы, относятся к государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация тепловой энергии на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения на добавленную стоимость.

Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определен вторым абзацем пункта 2 ст. 154 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, представляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Исходя из указанных норм заявитель при реализации тепловой энергии для бытовых нужд населения исчислял налоговую базу по НДС по государственным регулируемым тарифам, установленным для населения Региональной энергетической комиссией г. Москвы, то есть налоговая база исчислялась исходя из фактических цен реализации тепловой энергии населению.

Дотация в виде субсидии представлялась заявителю из бюджета г. Москвы на 2003 год (принят Законом г. Москвы от 18.12.2002 N 63), где была заключена сумма по статье расходов “Субсидии на услуги, оказываемые населению
электро- и теплоснабжающими организациями в субъектах Российской Федерации“, на основании которой производились перечисления теплоснабжающим организациям денежных средств для покрытия убытков (разницы в тарифах между действующими тарифами для жилищной организации и тарифами для населения, установленными Региональной энергетической комиссией г. Москвы).

Законом г. Москвы от 08.09.2004 N 55 устанавливается новая редакция наименования указанной статьи расходов “Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению“, действия которой распространяются на правоотношения, возникшие с 01 октября 2003 г.

Не принимается во внимание довод налогового органа о том, что налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при реализации заявителем тепловой энергии для бытовых нужд населения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ НК РФ должна была определяться в период с 01.01.2003 по 01.10.2003 с учетом сумм субсидий, полученных организацией из бюджета г. Москвы, а с 01.10.2003 перечисленные организации из бюджета г. Москвы субсидии не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, поскольку в соответствии с изменением наименования статьи расходов в бюджете г. Москвы сущность субсидии, предусматривающей покрытие убытков теплоснабжающей организации, возникшей из разницы в тарифах, не изменилась, и, соответственно, ответчик, признавая, что субсидии, полученные с 01.10.2003, не подлежат налогообложению, должен был бы также признать, что субсидии, полученные заявителем за период с января 2003 г. по август 2003 г., также не подлежат налогообложению по НДС.

Кроме того, с изменением наименования статьи не изменились код ведомства (0133), раздел (1202), целевая статья (311), вид расходов (440) в бюджетной классификации расходов в бюджете г. Москвы на 2003 г.

Не принимается
довод налогового органа о том, что суммы субсидий, полученные заявителем в период с января по август 2003 г., следует рассматривать в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи или иные суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При реализации тепловой энергии населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) следует исходить из норм закона (ст. 40 НК РФ и ст. 154 НК РФ) с учетом того, что суммы дотаций (субсидий), получаемых из бюджета, в цены реализации не входят.

Поскольку спорные правоотношения регулируются специальными нормами закона (ст. ст. 40, 154 НК РФ), ссылка налогового органа на норму ст. 162 НК РФ является несостоятельной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субсидии следует рассматривать как частичное финансирование целевых расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии в соответствии с Законом г. Москвы
от 18 декабря 2002 г. N 63 “О бюджете города Москвы на 2003 год“.

Следовательно, полученные заявителем субсидии не связаны с оплатой реализованной населению тепловой энергии, то есть не являются дополнительной оплатой от потребителя (населения) за использование тепловой энергии, поэтому не должны включаться в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, является обоснованным взыскание с ОАО “Аэропорт Внуково“ штрафных санкций в сумме 6370,9 руб. по встречному исковому заявлению ИФНС, поскольку данные штрафные санкции доначислены решением ИФНС в части, которую не обжалует заявитель.

Кроме того, заявитель признает правомерность взыскания данной суммы штрафа.

Таким образом, судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе несет ее заявитель, однако налоговый орган освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2005 по делу N А40-12369/05-143-120 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.