Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 11.07.2005 по делу N А41-К2-20655/03 В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в спорном периоде не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2005 г. Дело N А41-К2-20655/03“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Д., протокол судебного заседания вел Д., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ДО АО “Оргэнергогаз“ к УАДМО “Мосавтодор“, ИМНС РФ по г. Видное, ИМНС РФ N 24 ЮАО г. Москвы об оспаривании бездействия, при участии в заседании: от истца - Г.А.Т., от ответчика - У., Т., Г.А.В, К.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен ДОАО “Оргэнергогаз“ к УАДМО “Мосавтодор“, ИМНС РФ по г. Видное, ИМНС РФ N 24 ЮАО г. Москвы об оспаривании бездействия.

Отводов нет.

В судебном заседании истцом уточнены исковые требования: истец просит признать незаконными
действия УАДМО “Мосавтодор“ по начислению суммы пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 4279250 руб. за период с 01.01.01 по 12.09.03, обязать УАДМО “Мосавтодор“ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДОАО “Оргэнергогаз“ путем списания с лицевого счета ДОАО “Оргэнергогаз“ суммы пеней - 4279250 руб., начисленных в период с 01.01.01 по 12.09.03.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом ходатайство удовлетворено.

Заслушаны стороны: истец поддержал уточненные требования, сославшись на Определения КС N 200-О от 04.07.02, N 69-О от 05.02.04, указывая, что уплата налога и пени не была предметом рассмотрения КС РФ. Кроме того, истец сослался на ст. 4 ФЗ от 24.07.02 “О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ“, Определение КС РФ N 229-О от 08.06.04. Истец дополнил свою правовую позицию по делу, сославшись на отсутствие у “Мосавтодора“ законно установленных полномочий по начислению пеней, о чем, по его мнению, свидетельствует “Положение...“, также как сослался на Постановление Президиума ВАС РФ N 2650/04 от 27.07.04. Факт представления налоговому органу деклараций по спорному налогу за рассматриваемый период объяснил действиями бухгалтерии.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ имеет N 59, а не N 58.

Возражая на иск, ответчик сослался на Определение КС РФ N 200-О от 04.07.02, согласно которому срок уплаты спорного налога определен и начисление пеней связано с нарушением уплаты установленного срока. Дополнительно сослался на п. 42 Инструкции МНС РФ N 58 от 04.04.00, п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного Фонда РФ, определяющие, по
его мнению, срок уплаты спорного налога.

Ответчик - ИФНС РФ по г. Видное - в обоснование своих доводов сослался на Письмо МНС РФ от 12.07.02, признав, что оно в силу ст. 13 АПК РФ не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, т.к. не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Ответчик - ИФНС РФ N 24 по ЮАО г. Москвы - считает, что он не является участником спорных правоотношений, т.к. не имеет прямого отношения к рассматриваемому предмету спора.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

УАДМО “Мосавтодор“ начислены истцу пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 4279250 руб. за период с 01.01.01 по 12.09.03.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками.

С 1 января 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“. Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в дорожные фонды.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно этому Порядку
налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

В соответствии с Законами Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001, 2002, 2003, 2004 годы.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.91 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен законодательными актами Московской области.

В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

Ссылка ответчика на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.02 не может быть принята во внимание, поскольку предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации не являлся вопрос о периоде времени, когда подлежал применению п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 N 2235-1.

Таким образом, в спорном периоде упомянутый пункт Порядка не действовал и ежемесячные сроки уплаты налога не были предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

Срок уплаты налога за 2002 год (до 15.01.03) установлен ст. 4 ФЗ от 24.07.02 N 110-ФЗ “О внесении
изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“.

Таким образом, пени могут начисляться только за нарушение вышеуказанного срока.

При наличии установленных обстоятельств дела исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 201, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконными действия УАДМО “Мосавтодор“ по начислению ДОАО “Оргэнергогаз“ пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 4279250 руб. за период с 01.01.01 по 12.09.03.

Обязать УАДМО “Мосавтодор“ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания с лицевого счета ДОАО “Оргэнергогаз“ пеней в размере 4279250 руб., начисленных в период с 01.01.01 по 12.09.03.

Возвратить истцу из доходов федерального бюджета госпошлину, выдать справку.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.