Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.12.2005 N Ф03-А51/05-1/4178 Если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, капитан торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАИменем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 декабря 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/4178“
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 26.12.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения “Государственная администрация Находкинского морского рыбного порта“ на решение от 30.06.2005 по делу N А51-168/05-12-10 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальневосточное морское пароходство“ к федеральному государственному учреждению “Государственная администрация Находкинского морского рыбного порта“ о взыскании 9583 руб. 93 коп., признании действий неправомерными.
Открытое акционерное общество “Дальневосточное морское пароходство“ (далее - ОАО “ДВМП“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному государственному учреждению “Государственная администрация Находкинского морского рыбного порта“ (далее - Администрация порта) о признании неправомерными действий ответчика по взиманию корабельного сбора в сумме 9583 руб. 93 коп. по т/х “Амур“ в период с 07.12.2003 по 09.12.2003 и о взыскании указанной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Решением от 30.06.2005 иск о взыскании 9583 руб. 93 коп. удовлетворен со ссылкой на статьи 76 КТМ РФ, 1102 ГК РФ; в удовлетворении требования о признании незаконными действий Администрации порта по взиманию корабельного сбора отказано по мотиву пропуска установленного статьей 198 АПК РФ срока для обращения с таким требованием в суд в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация порта просит решение в части взыскания 9583 руб. 93 коп. отменить и в удовлетворении иска в этой части отказать. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что ОАО “ДВМП“ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку оплату корабельного сбора произвело ЗАО МАК “Трансфес“ и истец не представил надлежащих доказательств того, что данное акционерное общество является его агентом. Суд дал неверное толкование статье 76 КТМ РФ, которая не исключает право ответчика на взимание корабельного сбора с судов, заходящих в морской рыбный порт; неправильно применил Положение о портовых сборах за услуги в морских рыбных портах РФ, утвержденное Приказом Комитета РФ по рыболовству от 12.10.1995 N 161, и Ставки сборов с судов в морских торговых портах, утвержденные Минэкономики РФ 04.08.1995 и Минтрансом РФ 21.07.1995.
ОАО “ДВМП“ в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы права и предлагает оставить решение без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации порта поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель ОАО “ДВМП“, извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебном заседании участия не принимал.
Проверив законность обжалуемого решения, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 07.12.2003 по 09.12.2003 теплоход “Амур“, принадлежащий ОАО “ДВМП“, вошел в акваторию Находкинского морского рыбного порта со стороны смежной с ним акватории морского торгового порта Находка для совершения грузовых операций.
ЗАО МАК “Трансфес“, являющееся агентом истца, оплатило корабельный сбор по спорному судозаходу в сумме 9583 руб. 93 коп. как государственному учреждению “Морская администрация порта Находка“, так и ФГУ “Государственная администрация Находкинского морского рыбного порта“, получив от истца возмещение за их уплату.
Истец, считая неправомерным взимание корабельного сбора ответчиком, поскольку полномочием по взиманию корабельного сбора в случае захода судна, не используемого для промысла водных биологических ресурсов, в смежные акватории морских торговых и рыбных портов, обладает капитан морского торгового порта, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При рассмотрении спора суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 76 КТМ РФ, если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов. При этом согласно Ставкам сборов с судов в морских торговых портах РФ корабельный сбор включает в себя плату за оформление прихода и отхода судна.
Установив, что теплоход “Амур“, не используемый для промысла водных биологических ресурсов, зашел в акваторию морского торгового порта Находка, смежную с акваторией Находкинского морского рыбного порта, суд первой инстанции сделал соответствующий статье 76 КТМ РФ вывод об отсутствии у ответчика права на взимание с истца корабельного сбора, поскольку в этом случае он взимается капитаном морского торгового порта.
Исходя из изложенного решение в части взыскания с ответчика суммы 9583 руб. 93 коп. в качестве неосновательного обогащения, полученного за счет истца, соответствует ст. 1102 ГК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что ОАО “ДВМП“ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не доказало факт оплаты корабельного сбора ЗАО МАК “Трансфес“ во исполнение агентских обязательств перед истцом и за счет последнего, кассационной инстанцией отклоняется как противоречащий имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка ответчика в этой связи на то, что согласно статье 71 (ч. 6) АПК РФ копия генерального соглашения на оказание агентских услуг от 29.12.1995 N ЮД-45-95, заключенного между истцом и ЗАО МАК “Трансфес“, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства по делу, несостоятельна. В силу данной нормы права копия документа не может быть принята в качестве доказательства, если имеется другая не тождественная ей копия этого документа, однако иная копия указанного соглашения в деле отсутствует, в связи с чем у суда отсутствовали основания ставить под сомнение представленную истцом копию соглашения.
Довод ответчика, изложенный в жалобе, о неправильном применении судом первой инстанции Положения о портовых сборах за услуги в морских рыбных портах РФ, утвержденного Приказом Комитета РФ по рыболовству от 12.10.1995 N 161, является несостоятельным, поскольку данный нормативный акт судом не применялся.
Его же довод о транзитном характере следования теплохода “Амур“ через акваторию Находкинского морского торгового порта и о необоснованном применении судом первой инстанции в этой связи Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ не соответствует установленным судом обстоятельствам, поэтому кассационной инстанцией отклоняется.
Довод жалобы о том, что согласно статье 76 КТМ РФ капитан морского торгового порта не вправе взимать корабельный сбор при заходе судна в акваторию морского рыбного порта, является несостоятельным, поскольку по обстоятельствам дела капитан морского торгового порта Находка взимал корабельный сбор с теплохода “Амур“ за судозаход в морской торговый порт, а не в акваторию морского рыбного порта, что соответствует требованиям статьи 76 КТМ РФ.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2005 по делу N А51-168/05-12-10 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.