Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.12.2005 N Ф03-А04/05-1/4073 Финансирование расходов на реализацию переданных полномочий по предоставлению льгот гражданам на приобретение лекарственных средств, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 декабря 2005 года Дело N Ф03-А04/05-1/4073“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 10.08.2005 по делу N А04-2714/05-23/182 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Амурфармация“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, 3 лица: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовый отдел Администрации Ромненского района, Администрация Ромненского района, Отдел социальной защиты
населения Администрации Ромненского района, о взыскании 106240 рублей 78 копеек.

Открытое акционерное общество “Амурфармация“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 106240 рублей 78 копеек расходов, связанных с льготным обеспечением в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих на это право на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ и Федерального закона “О ветеранах“. Третьими лицами к участию в деле привлечены: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовый отдел Администрации Ромненского района, Администрация Ромненского района, Отдел социальной защиты населения Администрации Ромненского района.

Решением суда от 10.08.2005 требования истца удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации 106240 рублей 78 копеек убытков, связанных с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “О ветеранах“.

Законность решения и постановления суда проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, которое просит судебные акты отменить и в иске по отношению к нему отказать.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.

Кроме того, по мнению Минфина РФ, судом неправильно применены федеральные нормативные акты, разграничивающие расходные полномочия по уровням бюджетной системы и согласно которым обязанность по обеспечению ветеранов и инвалидов лекарственными средствами возложена
на субъект РФ.

Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что федеральные органы государственной власти исполнили свою часть полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“ и ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в полном объеме.

Представители участвующих в деле лиц, несмотря на надлежащее извещение, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.

Как установлено материалами дела, ОАО “Амурфармация“ на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, ФЗ “О ветеранах“ и во исполнение заключенного с Администрацией Ромненского района договора на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 производило отпуск медицинской продукции льготной категории граждан.

ОАО “Амурфармация“ частично из местного бюджета было возмещено по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ - 1421903 рубля 79 копеек и ФЗ “О ветеранах“ - 159456 рублей 85 копеек.

В связи с невозмещением органами государственной власти и органами власти местного самоуправления расходов истца в сумме 106240 рублей 78 копеек (96582 рубля 08 копеек - по предоставлению льгот инвалидам и 9678 рублей 70 копеек - по предоставлению льгот ветеранам) заявлены настоящие исковые требования.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов“ инвалидам предусмотрено оказание бесплатной либо на льготных условиях квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей для инвалидов I группы и неработающих инвалидов II группы, а также с 50-процентной скидкой - для безработных инвалидов III группы установлено Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 “О дополнительных
мерах государственной поддержки инвалидов“.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения“ утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.

Федеральным законом “О ветеранах“ для ветеранов также предусмотрено право на бесплатное обеспечение лекарствами. Согласно ст. 10 Закона финансирование указанной меры социальной защиты производится за счет средств бюджета субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ и имеют целевое назначение.

Согласно п. “ж“ ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 имеет номер 119-ФЗ, а не 11-ФЗ.

Положения указанных статей Конституции РФ конкретизируются Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим в спорный период), исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 которого раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

При рассмотрении спора арбитражный суд, основываясь на приведенных выше правовых актах, а также нормах Бюджетного кодекса РФ, сделал правильный вывод
о том, что реализация льгот для инвалидов на приобретение лекарственных средств, установленных Ф.И.О. относится к государственным полномочиям Российской Федерации, и финансирование расходов на осуществление переданных полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом, в рассматриваемый период из федерального бюджета средства на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления льгот на приобретение лекарств субъекту не передавались как не запланированные Законом о федеральном бюджете на 2004 год.

В соответствии с Законом Амурской области “Об областном бюджете на 2004 год“ на реализацию льгот ветеранам запланировано 381500 тысяч рублей, в том числе Ромненскому району - 1700 тысяч рублей, фактически выделено - 1485198 рублей, которые использованы по назначению.

На реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ из федерального бюджета бюджету Амурской области предусмотрено денежных средств в размере 92470 тысяч рублей, фактически выделено 95550 тысяч рублей. На реализацию льгот инвалидам из бюджета Амурской области выделено 60455 тысяч рублей. Названные средства доведены до получателей в полном объеме и распределены по муниципальным образованиям, в том числе Ромненскому району выделено в 2004 году 2085 тысяч рублей.

Согласно отчету по использованию субвенций, выделенных из областного бюджета Ромненскому району в 2004 году на реализацию льгот инвалидам в части по оплате медикаментов выделено денежных средств в сумме 16957 тысяч рублей, которые перечислены предприятиям, предоставившим медикаменты по льготным рецептам.

Доказательств нецелевого
использования средств федерального бюджета субъектом либо муниципальным образованием не имеется.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 имеет номер 584, а не 581.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, Постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма и Российской Федерации на период до 2005 года“, ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

При указанных обстоятельствах, в силу названных выше законодательных актов, ответственность по иску в сумме 106240 рублей 78 копеек судом правомерно возложена на казну Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.08.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2714/05-23/182 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.