Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.12.2005 N Ф03-А51/05-1/3788 Поскольку из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных законодательством о ветеранах, не выделялись, суд правомерно взыскал убытки истца за счет средств казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 06 декабря 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/3788“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.05.2005, постановление от 02.08.2005 по делу N А51-19391/04-7-340 Арбитражного суда Приморского края по иску муниципального унитарного предприятия г. Владивостока “Водопроводно-канализационное хозяйство“ в лице ликвидационной комиссии к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Финансовому управлению Администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов
Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Владивосток, общество с ограниченной ответственностью “Программы учета“, о взыскании 18496026 руб.

Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока “Водопроводно-канализационное хозяйство“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению Администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 18496026 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в январе - июне, августе, ноябре, 2002 года, январе - феврале, декабре 2003 года, январе - мае 2004 года в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Владивосток, общество с ограниченной ответственностью “Программы учета“.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер заявленных исковых требований до 9915631 руб. в связи с исключением из суммы требований налога на добавленную стоимость и с учетом проведенной проверки оплат ответчика по представленным последним платежным поручениям.

Решением от 26.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2005, исковые требования удовлетворены в размере 9910857 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не выделялись. Во взыскании 4774 руб. отказано в связи с оплатой в указанной сумме исковых требований за 2004 год.

Не согласившись
с решением от 26.05.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу статьи 143 Налогового кодекса РФ бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока “Водопроводно-канализационное хозяйство“ во исполнение ФЗ “О ветеранах“ в январе - июне, августе, ноябре 2002 года, январе - феврале, декабре 2003 года, январе - мае 2004 года предоставило за счет собственных средств льготы по оплате
жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 9915631 руб.

Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство
финансов РФ.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“, ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ не утверждались так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Как видно из материалов дела, на возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам из краевого бюджета муниципальному образованию г. Владивосток в 2002 году передано 84751 тыс. руб., в 2003 году - 88516 тыс. руб., в 2004 году - 146263 тыс. руб. Указанные средства бюджету Приморского края из федерального бюджета не возмещены.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 9910857 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского
кодекса РФ.

Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ “О налоге на добавленную стоимость“ физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19391/2004-7-340 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.