Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2005 N Ф03-А04/05-1/3100 Поскольку ответчик не доказал, что обеспечил субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению законодательства о предоставлении льгот реабилитированным гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил иск о взыскании убытков за счет средств казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 октября 2005 года Дело N Ф03-А04/05-1/3100“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 05.07.2005 по делу N А04-1947/05-2/92 Арбитражного суда Амурской области по иску муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика г. Райчихинска“ к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый отдел Администрации г. Райчихинска, Администрация г. Райчихинска, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Управление социальной защиты населения г. Райчихинска, о взыскании 335884,48 руб.

Муниципальное унитарное предприятие
“Служба заказчика г. Райчихинска“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства о взыскании 335884,48 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в период с октября по декабрь 2004 года в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“, Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый департамент Администрации г. Райчихинска, Администрация г. Райчихинска, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Управление социальной защиты населения г. Райчихинска.

Решением от 05.07.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, выделялись не в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 05.07.2005, Управление Федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.

Муниципальное унитарное предприятие “Служба
заказчика г. Райчихинска“ во исполнение ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в период с октября по декабрь 2004 года предоставило льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 335884,48 руб.

Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Статьей 16 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.

В соответствии со статьей 17 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ.

Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В
Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

В соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ был предусмотрен Фонд компенсаций, включающий субсидии и субвенции, направляемые, в том числе и на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Судом установлено, что в 2004 году субвенций на реализацию указанного Закона из федерального бюджета в бюджет Амурской области поступило 21015 тыс. руб., в том числе г. Райчихинску - 1217 тыс. руб. Из бюджета г. Райчихинска выделены средства в сумме 1494492,75 руб., возмещено из федерального бюджета 1216511,50 руб.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а
последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Райчихинска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 335884,48 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.07.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1947/05-2/92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.