Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2005 N Ф03-А04/05-1/2704 Иск о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет средств казны РФ, поскольку в спорный период субъекту РФ для реализации данных льгот из федерального бюджета денежные средства не передавались.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 сентября 2005 года Дело N Ф03-А04/05-1/2704“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области на решение от 19.05.2005 по делу N А04-1194/05-15/36 Арбитражного суда Амурской области по иску муниципального унитарного предприятия “Жилкомсервис“ к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, 3-и лица: Финансовый отдел Администрации Тамбовского района и Финансовый департамент Администрации Амурской области, ГОУ “Профессиональное училище N 18“, Департамент образования Администрации Амурской
области, о взыскании 92690 руб. 54 коп.

Муниципальное унитарное предприятие “Жилкомсервис“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 92690 руб. 54 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением льгот отдельной категории граждан в период с сентября по декабрь 2004 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены Финансовый отдел Администрации Тамбовского района и Финансовый департамент Администрации Амурской области, ГОУ “Профессиональное училище N 18“, Департамент образования Администрации Амурской области.

Решением от 19.05.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Принимая его, суд сослался на то, что в спорный период Амурской области для реализации данных льгот из федерального бюджета государственные полномочия не передавались.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст. ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель просит его отменить и отправить дело на новое рассмотрение, считая, что решение вынесено с нарушением норм процессуального и материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по делу в соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ является главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство образования РФ.

Указывает на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание нормы статей 8, 11, 12, 15, 124 - 125 ГК РФ.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте его проведения, не явились.

Проверив правильность
применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, МУП “Жилкомсервис“ во исполнение договора от 04.01.2004, заключенного с государственным образовательным учреждением “Профессиональное училище - 18“ с. Тамбовка Амурской области, предоставило с сентября по декабрь 2004 года льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные ст. 55 Закона РФ “Об образовании“.

Факт предоставления льгот работникам образования истец подтвердил списками граждан, счетами-фактурами, актом сверки, составленным им совместно с руководством ГОУ ПУ-18 с. Тамбовка.

В связи с тем, что понесенные предприятием затраты по предоставлению льгот не возмещены ему в полном объеме, истец обратился с настоящим иском о взыскании 92690,54 руб. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках“ соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.

Статьей 55 Закона РФ “Об образовании“ предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ “Об образовании“, устанавливаются законодательными
актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, Приказом Минфина РФ от 25.07.2003 установлено, что реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.

В 2004 году средства на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, полученные из федерального бюджета, в сумме 16255700 руб. распределены в бюджеты муниципальных образований в полном объеме.

В бюджете Тамбовского района на 2004 год средства на финансирование льгот по жилищно-коммунальным услугам педагогическим работникам государственного образовательного учреждения “ПУ-18“ не предусматривались.

Доказательств нецелевого использования Амурской областью средств федерального бюджета не представлено.

В соответствии со ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 154-ФЗ и ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

ФЗ “Об образовании“, Постановлением от 26.01.1998 N 31 “О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрено, что обеспечение бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляют местные органы государственной власти.

Таким образом, компенсировать расходы по содержанию и
оплате льгот муниципальные образования обязаны только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом для этих целей.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно не привлек к ответственности по иску муниципальное образование.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующий до 07.07.2003), а также главе IV.1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003) раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

Исходя из положений названных правовых актов, а также норм статей 130, 133, 136 БК РФ, Арбитражный суд Амурской области правильно указал, что финансирование расходов на реализацию переданных субъекту полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться путем передачи в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета средств в виде субвенций и субсидий.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления отдельным гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании возникших у него в связи с этим убытков за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Не компенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (статьи
16, 1069 Кодекса).

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаниями к отмене судебного акта не являются.

Таким образом, решение арбитражным судом принято с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.05.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1194/05-15/36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.