Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N Ф03-А51/05-2/1727 по делу N А51-19398/04-29-974/4 Правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку материалами дела подтвержден факт неисполнения заявителем обязанности по возврату в срок 90 дней денежных средств, переведенных за импортируемые товары.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/1727“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина А.В. на решение от 04.02.2005, постановление от 05.04.2005 по делу N А51-19398/04-29-974/4 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина А.В. к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.

В Арбитражный суд Приморского края обратился индивидуальный предприниматель Кузьмин Александр Владимирович с заявлением о признании
недействительным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 23.11.2004 N 05-04/41П о привлечении к административной ответственности.

Решением от 04.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2005, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.

В кассационной жалобе предприниматель Кузьмин А.В. предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение о признании незаконным и отмене постановления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 23.11.04.

В обоснование жалобы заявитель указал на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения, поскольку своевременная поставка товара или возврат денежных средств зависел лишь от доброй воли иностранного партнера. Превышение предельных сроков возврата денежных средств составило от 1 до 5 дней, что, по мнению заявителя жалобы, говорит о малозначительности самого правонарушения и отсутствии каких-либо последствий, которые могли бы причинить ущерб экономическим интересам общества.

Кроме того, заявитель указывает, что судом не учтены изменения, внесенные в ст. 15.25 КоАП РФ. Действующая норма исключила ранее предусматриваемую законом санкцию в виде штрафа, исчисляемого от суммы незаконной валютной операции, и предусмотрела санкцию в виде штрафа, исчисляемого от суммы невозвращенных средств. Поскольку материалами дела подтверждается возврат платежей по контракту от 05.05.2003 в полном объеме, то ответственность за невыполнение заявителем сроков обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту, при условии обеспечения их возврата с допущением небольшой задержки не наступает, так как не предусмотрена законом. Новая норма, по мнению заявителя жалобы, улучшает положение лица, совершившего правонарушение, и исключает санкцию за деяние, ранее предусмотренное ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ. Следовательно, событие административного правонарушения отсутствует, постановление ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в
Приморском крае от 23.11.2004 не может быть признано законным.

Изложенные в жалобе доводы представитель предпринимателя Кузьмина А.В. поддержал в заседании суда кассационной инстанции.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае отзыв на жалобу не представило. Его представитель в заседании суда кассационной инстанции доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Как видно из материалов дела, Владивостокской таможней проведена проверка обоснованности осуществления предпринимателем Кузьминым А.В. платежей в иностранной валюте, в результате которой было установлено, что сумма не выполненных надлежащим образом обязательств по ввозу товара либо возврату денежных средств в установленный законом 90-дневный срок составила 250231,80 доллара США.

По данному факту таможенным органом в отношении Кузьмина А.В. был составлен протокол N 10702000-2687/2003 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела Владивостокской таможней 29.12.2003 вынесено постановление N 10702000-2687/2003 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения, которое было отменено решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29.07.2004 за N 5-546/04. Дело об административном правонарушении в порядке ст. 30.7 КоАП РФ было направлено на новое рассмотрение по подведомственности в Приморское региональное управление валютного контроля Минфина РФ, где оно было рассмотрено 23.11.2004 Территориальным
управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае, осуществляющим на этот момент функции органа валютного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 и приказом финансовой службы финансово-бюджетного надзора N 4 от 18.06.2004.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении истекли сроки давности привлечения к административной ответственности за невыполнение Кузьминым А.В. в установленный срок обязанности по возврату денежных средств в размере 139940 долларов США, уплаченных в период с 18.07.2003 по 21.08.2003 нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары. В части платежей на сумму 110291 доллар США срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

По результатам рассмотрения административного дела в отношении Кузьмина А.В. вынесено постановление N 05-04/41П, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, и привлечен к ответственности в виде штрафа в размере одной десятой денежных средств, не возвращенных в установленный срок, что составило 11029,13 доллара США, то есть 314559,61 руб. по курсу Центрального банка России на день вынесения постановления. Размер штрафа избран исходя из пределов, установленных ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции от 30.12.2001.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд учел, что валютные операции в виде предварительной оплаты за импортируемые товары, возврат авансовых платежей и ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации были осуществлены в период действия Закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ N 3615-1 от 09.10.1992 и Указа Президента РФ “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации“ N 1163 от 21.11.1995 (в редакции от 08.04.2003 N 410).

Пунктом
2 Указа установлено, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Согласно пункту 3 названного Указа неисполнение импортером-резидентом вышеуказанных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок 90 дней обязанности по возврату ранее переведенных за товары денежных средств в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Во время рассмотрения административного дела вступили в действие Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле“ N 173-ФЗ от 10.12.2004 и Кодекс об административных правонарушениях с изменениями от 20.08.2004 N 118-ФЗ.

Новым Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле“ установлена обязанность по обеспечению возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами. Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ, согласно которой невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской
Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Материалами дела подтверждается факт неисполнения предпринимателем обязанности по возврату в срок 90 дней денежных средств, переведенных за импортируемые товары, следовательно, вывод суда о том, что предприниматель Кузьмин А.В. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, является правомерным.

При определении размера административного наказания надзирающий орган, руководствуясь ст. 1.7 и 4.1 КоАП РФ, правомерно определил штраф в пределах санкции ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.02.2005, постановление апелляционной инстанции от 05.04.2005 по делу N А51-19398/04-29-974/4 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.