Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2005 N Ф03-А51/05-1/1626 Поскольку органами государственной власти РФ не обеспечено надлежащее финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг реабилитированным гражданам и гражданам, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленных федеральным законодательством, расходы истца правомерно взысканы за счет средств казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 июня 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/1626“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 11.10.2004, постановление от 21.02.2005 по делу N А51-3556/04-5-157 Арбитражного суда Приморского края по иску муниципального унитарного предприятия г. Владивостока “Производственный жилищно-эксплуатационный трест N 5“ к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации
в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 87920,98 руб.

Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока “Производственный жилищно-эксплуатационный трест N 5“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании расходов по предоставлению льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ принят 15.05.1991, а не 15.05.1994 и имеет номер 1244-1, а не 1244.

До принятия по делу решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать убытки, понесенные при реализации льгот, установленных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ N 1761-1 от 18.10.1991 в сумме 19880 руб. 98 коп. и Законом РФ от 15.05.1994 N 1244 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ соответственно в сумме 68040 руб.

Решением суда от 11.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005, требования истца удовлетворены. Сумма 87920,98 коп. взыскана с казны Российской Федерации.

Не согласившись с решением и постановлением суда в части взыскания убытков с казны Российской Федерации, Минфин РФ в лице УФК РФ в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных актов в указанной части.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление
Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 имеет название “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение Постановления Правительства РФ N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот пострадавшим от политических репрессий“, предусматривающего предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Обращает внимание на то, что в порядке межбюджетных отношений из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ Приморскому краю в спорный период было выделено 13060 тыс. рублей.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.

Из материалов дела следует, МУП г. Владивостока “ПЖЭТ N 5“ с 01.07.2003 по 01.09.2003 предоставило льготу гражданам, имеющим 50-процентную скидку по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

В связи с невозмещением истцу из бюджетов различных уровней расходов, связанных с оказанием услуг, заявлены настоящие исковые требования.

Суд при оценке категорий льготников, источников финансирования указанных затрат истца правомерно исходил из Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий
РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Судом установлено, что в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ в составе Фонда компенсаций Приморскому краю предусмотрены субвенции на возмещение льгот, предусмотренных в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, в размере 7001 тыс. руб., которые в соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ распределены муниципальным образованиям, в том числе городу Владивостоку выделено 2842 тыс. руб.

На реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ из Фонда компенсаций федерального бюджета Приморскому краю перечислено 13060 тыс. рублей, согласно ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“. Указанные средства распределены по муниципальным образованиям для направления предприятиям, оказывающим услуги, в том числе г. Владивостоку 1452 тыс. руб. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием не представлено.

Однако выделенные г. Владивостоку средства не удовлетворили фактическую потребность в них муниципального образования на реализацию рассматриваемых льгот.

Поскольку органами государственной власти РФ не обеспечено надлежащее финансирование льгот, установленных федеральными законами, расходы истца в обжалуемой сумме правомерно взысканы судом с казны Российской Федерации.

Указанное соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется
властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.10.2004, постановление от 21.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3556/04-5-157 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.