Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2005 N Ф03-А51/05-1/1160 Поскольку истцом не подтверждены надлежащими доказательствами обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания платы за пользование вагонами, в удовлетворении иска правомерно отказано.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 06 июня 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/1160“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 06.06.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение от 15.12.2004 по делу N А51-9709/2004-13-217 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к открытому акционерному обществу “Восточный порт“ о взыскании 1124473 руб. 44 коп.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице его филиала “Дальневосточная железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу “Восточный порт“ о
взыскании 1124473 руб. 44 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.

Решением от 15.12.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном порядке решение не проверялось.

В кассационной жалобе ОАО “РЖД“ просит отменить решение от 15.12.2004 как принятое с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя, суд, не принимая в качестве доказательств акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов, не исследовал вопрос о том, имел ли место фактический простой вагонов по причинам, указанным в актах общей формы, - ввиду занятости фронтов выгрузки. Полагает, что судом не учтено то, что ведомости подачи и уборки вагонов составлялись на промежуточных станциях и являются расчетными.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Восточный порт“, не согласившись с приведенными доводами, просило оставить ее без удовлетворения, а принятое по делу решение - без изменения. Считает, что представленные истцом документы не могут приниматься в качестве доказательств, поскольку составлены с нарушением установленных правил.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО “РЖД“, ОАО “Восточный порт“ поддержали позиции, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее, дали по ним пояснения.

Проверив законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены, предусмотренных в ст. 288 АПК РФ, не установил.

Как следует из материалов, в июле 2003 года истцом по ведомостям подачи и уборки вагонов за NN 971924, 971928, 971929, составленным на основании актов общей формы NN 629202, 629211 - 629216, 629217, 629218, грузополучателю - ОАО “Восточный порт“ начислена плата за пользование вагонами за время их простоя; выставлена счет-фактура от 24.06.2004 N 173 на сумму 1124473 руб. 44 коп.

Неоплата ответчиком
предъявленной ко взысканию платы послужила основанием для обращения ОАО “РЖД“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В силу ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, имеют название “Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования“.

Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования (вступили в силу 30.06.2003) для удостоверения обстоятельств, связанных с задержкой вагонов на станции в ожидании подачи их на путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в котором указываются: причина задержки в подаче вагонов, количество всех задержанных вагонов, время начала и окончания их задержки и другие сведения, предусмотренные вышеназванными Правилами.

Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 03.12.2000 N 2 ЦЗ (зарегистрированы в Минюсте РФ 14.03.2001 N 2608), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от
грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.

Судом установлено, что основанием для составления актов общей формы NN 629202, 629211 - 629216, 629217, 629218 послужили другие акты общей формы, составленные на промежуточных станциях (Новонежино, Кузнецово, Лозовый, Артем-Приморский - 1, Партизанск, Сибирцево), а также телеграммы указанных станций.

При этом в актах NN 629202, 629211 - 629216, 629217, 629218, составленных на станции назначения, указано, что вагоны простояли на путях промежуточных станций из-за занятости фронта выгрузки, отсутствия складских помещений и судна. В свою очередь составленные на промежуточных станциях акты общей формы содержат информацию о том, что поезда “брошены“ по неприему грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки.

В материалах дела представлены по 2 экземпляра актов общей формы, составленных на станции назначения, в аналогичных экземплярах этих актов отражена различная информация, а именно: в одном экземпляре актов имеется дополнительный расчет платы, при этом за основу расчета принято количество часов задержки вагонов, не совпадающее с первоначально указанным и указанным в другом экземпляре актов. Кроме того, данные акты общей формы имеют дописки, что отмечено судом.

Неидентичность актов общей формы не позволяет признать их документами, подтверждающими факт простоя вагонов по вине ответчика, в связи с чем суд правомерно не признал указанные документы надлежащими доказательствами по заявленному иску.

Как следует из счета-фактуры от 24.06.2004 N 173, расчета исковых требований, плата за пользование вагонами начислена по ведомостям подачи и уборки вагонов за NN 971924, 971928, 971929. В деле представлены указанные ведомости, в них отражена плата
за пользование вагонами с указанием вышеназванных актов общей формы, тарифа и расчетного времени.

Судом обоснованно не приняты в качестве доказательств начисления платы за пользование вагонами данные ведомости подачи и уборки вагонов, поскольку последние составлены в нарушение параграфа 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности МПС РФ.

Согласно п. 1 названного параграфа Инструкции за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами, для расчета которой составляется ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ). Ведомость составляется на основании памяток форм ГУ-45, ГУ-45 ВЦ и актов общей формы, оформленных за задержку в подаче вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев.

По ведомостям формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ рассчитывается итоговая сумма по плате, штрафам и сборам, которая состоит в том числе из суммарной платы за пользование вагонами, включенной в ведомость.

Представленные в материалах дела ведомости подачи и уборки вагонов, оформленные при фактической подаче грузополучателю вагонов под выгрузку, судом также правомерно не приняты во внимание, поскольку названные ведомости не содержат сведений о факте простоя вагонов, составлении актов общей формы, штате за пользование вагонами в период их нахождения на станции назначения.

Следует также отметить, что сумма платы, количество часов простоя, указанные в расчете иска и в счете-фактуре, не соответствуют указанным в ведомостях подачи и уборки вагонов, на основании которых начислена плата за пользование вагонами.

Таким образом, суд, дав оценку представленным документам согласно ст. 71 АПК РФ и правильно применив нормы материального права, установил, что истцом не подтверждены надлежащим образом обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания платы за пользование вагонами, в связи
с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.12.2004 по делу N А51-9709/2004-13-217 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.