Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2006 по делу N А28-10208/2005-293/30 Орган местного самоуправления, устанавливая для населения льготные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, обязан определить порядок и источник возмещения энергоснабжающим организациям убытков, возникающих в результате разницы между льготным тарифом и тарифом, установленным для энергоснабжающей организации РЭК.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 февраля 2006 года Дело N А28-10208/2005-293/30“

Резолютивная часть объявлена 21.02.2006.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Башевой Н.Ю., судей Евтеевой М.Ю., Шутиковой Т.В., при участии представителей от заявителя: Веретенниковой Е.В. (доверенность от 27.12.2005 N 17/15-107), Исаковой С.В. (доверенность от 03.02.2006 N 17/15-15), от заинтересованного лица: Колчанова Н.Н. (доверенность от 03.02.2006 N 12), Логинова В.Е. (доверенность от 03.02.2006 N 13), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Котельничской городской Думы Кировской области на решение от 18.08.2005 по делу N А28-10208/2005-293/30 Арбитражного суда Кировской области, принятое судьями Мартыновым С.В., Ольковой Т.М., Устюжаниновым
В.А., по заявлению открытого акционерного общества “Коммунэнерго“ о признании недействительным нормативного правового акта - решения Котельничской городской Думы от 28.02.2005 N 10 “Об установлении тарифа на оплату услуг по централизованному отоплению“ и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Коммунэнерго“ (далее - ОАО “Коммунэнерго“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 решения Котельничской городской Думы (далее - Дума) от 28.02.2005 N 10 “Об установлении тарифа на оплату услуг по централизованному отоплению“.

Решением суда от 18.08.2005 признан недействительным пункт 1 решения Котельничской городской Думы от 28.02.2005 N 10 “Об установлении тарифа на оплату услуг по централизованному отоплению“, как не соответствующий пунктам 4, 5 и 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89; пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“; пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг“; пункту 3 постановления Правительства Кировской области от 19.10.2004 N 18/230 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“.

Не согласившись с принятым судебным актом, Дума обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права и не рассмотрел документ - письмо заместителя председателя Правительства Кировской области, который мог быть основополагающим при принятии решения.
По мнению Думы, она правомерно в соответствии с имеющимися у нее полномочиями в интересах потребителей услуг по отоплению (граждан) снизила установленный ОАО “Коммунэнерго“ тариф до 19 рублей 97 копеек за квадратный метр общей площади.

ОАО “Коммунэнерго“ в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.

В судебном заседании представители Думы и Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.

Законность принятого Арбитражным судом Кировской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Коммунэнерго“ является поставщиком тепловой энергии, тариф на которую подлежит обязательному государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

Решением региональной энергетической комиссии Кировской области от 24.09.2004 N 104/1 утвержден тариф для Котельничского предприятия котельных и тепловых сетей, являющегося филиалом ОАО “Коммунэнерго“, на 2005 год на тепловую энергию для I и II групп потребителей (кроме населения) в размере 1027 рублей 95 копеек рублей за 1 Гкал.

Дума приняла решение от 28.02.2005 N 10 “Об установлении тарифа на оплату услуг по централизованному отоплению“, согласно пункту 1 которого с 01.03.2005 установлен тариф на оплату услуг по централизованному отоплению для населения в размере 969 рублей 28 копеек за 1 Гкал (19 рублей 97 копеек за квадратный метр общей площади).

Посчитав, что данное решение не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО “Коммунэнерго“ обратилось с
соответствующим заявлением в суд.

Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьей 192, пунктами 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацем 7 статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах жилищной политики“, пунктом 4 статьи 154 и пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 6 и 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьями 9 и 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг“, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“, пунктом 3 постановления Правительства Кировской области от 19.10.2004 N 18/230 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“. При этом суд исходил из того, что Дума, принимая решение об утверждении тарифов на централизованное отопление в размере 94,4 процента от среднего тарифа, не выполнила требования законодательства об обязательности проведения экспертизы расчета тарифа и не определила порядок и источник возмещения поставщикам коммунальных услуг возникающей разницы в тарифах.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного акта) оплата жилья
и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органами местного самоуправления поселений, а также органами государственной власти городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены и тарифы на коммунальные услуги. Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Во исполнение статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 4 Основ ценообразования главными принципами установления цен и тарифов являются: а) баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей; б) доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав; в) компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ; г) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения; д) раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.

В пункте 5 Основ ценообразования предусмотрено, что методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов.

Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 17 и 18 Основ ценообразования).

В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах
оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“ указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 постановления Правительства Кировской области от 19.10.2004 N 18/230 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг“ органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из положений приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с одновременным установлением порядка и источника возмещения разницы между
утвержденными тарифами и тарифами, рассчитанными в соответствии с Основами ценообразования.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Дума, принимая решение об утверждении тарифов на централизованное отопление на 2005 год в размере 94,4 процента от среднего тарифа, независимую экспертизу их экономической обоснованности не проводила, порядок и источник возмещения разницы между утвержденными ею тарифами и тарифами, установленными ОАО “Коммунэнерго“, не определила (бюджет муниципального образования “Город Котельнич“ утвержден решением Котельничской городской Думы от 22.12.2004 N 79 с дефицитом в сумме 5800000 рублей и возмещение поставщикам коммунальных услуг возникающей разницы в тарифах не предусматривает).

При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о несоответствии пункта 1 решения Котельничской городской Думы Кировской области от 28.02.2005 N 10 “Об установлении тарифа на оплату услуг по централизованному отоплению“ федеральному законодательству, в связи с чем признал его недействительным.

Доводы заявителя о том, что Арбитражный суд Кировской области не принял во внимание письмо заместителя председателя Правительства Кировской области от 11.07.2005 N 2316-08-06 “О перерасходе бюджетных средств при оплате коммунальных услуг“, отклоняются, поскольку данный документ не относится к предмету спора, рассматриваемого в рамках настоящего дела.

Арбитражный суд Кировской области правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в размере 1000 рублей относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом
1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.08.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-10208/2005-293/30 оставить без изменения, кассационную жалобу Котельничской городской Думы Кировской области - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на Котельничскую городскую Думу Кировской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

БАШЕВА Н.Ю.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

ШУТИКОВА Т.В.