Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.04.2005 N Ф03-А59/05-1/868 Если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 апреля 2005 года Дело N Ф03-А59/05-1/868“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 30.12.2004 по делу N А59-3250/04-С10 Арбитражного суда Сахалинской области по иску муниципального унитарного предприятия “Коммунальник“ к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, третьи лица: Финансовое управление Администрации МО “Макаровский
район“, Отдел социальной защиты населения Администрации МО “Макаровский район“, о взыскании 4010528,11 руб.

Муниципальное унитарное предприятие “Коммунальник“ обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения по Сахалинской области о взыскании 4010528,11 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг за период с октября по декабрь 2002 года и за 2003 год в соответствии с законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации муниципального образования Макаровский район, Отдел социальной защиты населения Администрации муниципального образования Макаровский район.

До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 3033319,92 руб. в связи с погашением Финансовым управлением МО Макаровский район расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Решением от 30.12.2004 исковые требования МУП “Коммунальник“ удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“ не передавались.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с состоявшимся решением от 30.12.2004, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не
соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Указывает на то, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот отдельным категориям граждан на основании ФЗ “О ветеранах“.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, МУП “Коммунальник“ в спорный период в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ предоставляло указанной категории граждан льготы по оплате коммунальных услуг.

В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам в спорный период в сумме 3033319,92 руб. МУП “Коммунальник“ обратилось с настоящим иском в суд.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.

Постановлениями Правительства от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального
закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ не предусматривались.

Законом Сахалинской области “Об областном бюджете Сахалинской области на 2002 год“ предусмотрена субвенция МО Макаровский район в сумме 2051 тыс. руб., Законом Сахалинской области “Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год“ в сумме - 1431 тыс. руб.

Муниципальным образованием Макаровский район данные денежные средства получены в полном объеме и направлены на финансирование ФЗ “О ветеранах“, что подтверждается справками об исполнении бюджета данного муниципального образования.

Таким образом, Сахалинская область как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ “О ветеранах“, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской
Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.

Правительством Российской Федерации в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, является Министерство финансов РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Сахалинская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Макаровского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 3033319,92 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.12.2004 Арбитражного
суда Сахалинской области по делу N А59-3250/2004-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.