Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2005 N Ф03-А51/05-1/875 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате потребленной электрической энергии, правомерно удовлетворен за счет средств казны РФ, поскольку в спорный период денежные средства на реализацию данных льгот, установленных федеральным законодательством, из федерального бюджета не выделялись как не предусмотренные.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 апреля 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/875“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2005. Полный текст постановления изготовлен 25.04.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 15.11.2004, постановление от 18.01.2005 по делу N А51-12438/2004-36-103 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения филиала “Дальэнергосбыт“ к Администрации муниципального образования “Надеждинский район“, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 76863,52 руб.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения филиала “Дальэнергосбыт“ обратилось
в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования “Надеждинский район“, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 76863,52 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.2003 по 01.01.2004 гражданам льгот по оплате потребленной электрической энергии, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Решением суда от 25.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания названной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот по коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.

По его мнению, Минфин РФ не является стороной по договору на возмещение дотационной составляющей оплаты населению теплоэнергии и потому не может являться ответчиком по настоящему иску.

Считает, что требования истца в заявленном размере не подтверждены надлежащими документами.

В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Как установлено судом, истец на основании ФЗ “О ветеранах“ и во исполнение договора от 03.01.2002, заключенного с Администрацией Надеждинского района Приморского края, за счет собственных средств предоставил в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.

Не
возмещенные истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы в сумме 76863,52 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 5-ФЗ принят 12.01.1995, а не 12.05.1995.

Статья 10 ФЗ “О ветеранах“ от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.

Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.

При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999 и имеется в виду глава IV.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а не глава VI.1, которая отсутствует в указанном документе.

Исходя из ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы VI.1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного
кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ в редакции от 08.12.2003, а не с изменениями от 26.08.2002.

Наряду с этим Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ от 21.01.2003 N 31-КЗ (с изменениями на 26.08.2002) в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе Надеждинскому району в размере 2434 тыс. руб.

В соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ от 21.01.2003 N 31-КЗ средства на указанные цели доведены до муниципального образования в полном объеме и направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные
услуги.

Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется.

Вместе с тем объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не удовлетворил его потребности в средствах на указанные цели.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст. ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.11.2004, постановление от 18.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12438/2004-36-103 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.