Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006, 18.12.2006 по делу N А41-К2-14127/06 Заявление о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления земельного налога и начисления пени, штрафа удовлетворено правомерно, поскольку расчет земельного налога без применения коэффициента “2,5“ произведен налогоплательщиком правомерно, в соответствии с действующим законодательством, на основании ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

11 декабря 2006 г. Дело N А41-К2-14127/0618 декабря 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2006 г.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2006 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи М., судей М.Л., К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д., при участии в заседании: от истца (заявителя): не явился, извещен надлежащим образом; от ответчика: Г. - ведущий специалист юридического отдела по доверенности N 03-20-00003 от 12.01.2006 до 31.12.2006 (уд. УР N 014213 от 21.06.2005); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ
ФНС России N 10 Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2006 г. по делу N А41-К2-14127/06, принятое судьей В., по заявлению ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ к МРИ ФНС России N 10 по Московской области о признании незаконным решения в части,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Группа компаний ОРЕТЕКС“ (ОАО “ГК ОРЕТЕКС“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области (МРИ ФНС России N 10 по МО, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции N 09-33-00156 от 26.01.2006 в части доначисления земельного налога за 2005 год - по коэффициенту 2,5; за март - декабрь 2005 года - по коэффициенту 1,5, а также в части начисления пени и штрафа.

Решением Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 10 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на то, что решение Совета депутатов г. Орехово-Зуево N 187/20 от 14.12.2004, на основании которого на территории г. Орехово-Зуево в 2005 г. производится уплата земельного налога, в установленном законе порядке ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ не оспорено; из приложения 2 таблицы 2 к Закону РФ “О плате за землю“ следует, что вся территория Московской области отнесена к зоне отдыха г. Москвы; Московская область по месту нахождения относится к центрально-экономическому району, где, согласно
п. 2 ст. 8 (приложение 2 таблица 1) Закона РФ “О плате за землю“, применяются ставки земельного налога от “1“ до “4,5“.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомления о вручении почтовых отправлений 22.11.2006 и 27.11.2006).

В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 10 по Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителя МРИ ФНС России N 10 по МО, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, выявив неправильное исчисление земельного налога за 2005 г., ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ 27.10.2005 представило в МРИ ФНС России N 10 по Московской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г., в которой пересчитало сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, по ставке налога без увеличения ее на повышающие коэффициенты за земли в курортных зонах “2,5“, и на коэффициент “1,5“ за счет статуса города (т. 1, л.д. 12 - 30).

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации руководителем Инспекции принято решение N 09-33-00156 от 26.01.2006 о доначислении Обществу за 2005 г. земельного налога в сумме 85919 руб., пени в сумме 118 руб., а также о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату земельного налога в виде взыскания штрафа в размере 3703 руб. (т. 1, л.д. 9 - 10).

Не согласившись с решением МРИ
ФНС России N 10 по Московской области от 26.01.2006 N 09-33-00156, ОАО “ГК ОРЕТЕКС“ обратилось в арбитражный суд.

В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).

Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ является пользователем земельных участков общей площадью 6417 кв. м (т. 1 л.д. 31 - 40).

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю“ ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3) к Закону.

Землями поселений согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Земельные участки Общества расположены в г. Орехово-Зуево и относятся к вышеуказанной категории земель.

Довод налогового органа о том, что наряду с другими повышающими коэффициентами, которые Обществом не оспариваются, необходимо применять коэффициент “2,5“, установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области “О плате за землю в Московской области“, не принимается судом апелляционной инстанции.

В соответствии с
указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ “О плате за землю“, в том числе, за земли городов средней рекреационной ценности - “2,5“.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону.

В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации “О плате за землю“: за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно приложению 2 (таблица 2) к Закону Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха) для Московской области установлен повышающий коэффициент 2,5.

В Законе РФ “О плате за землю“ отсутствует определение “курортного района“ и “зоны отдыха“. В силу ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях
законодательства.

В соответствии с Законом РФ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Под курортным регионом понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны. Согласно ст. 3 данного Закона признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.

В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.

В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.

В соответствии с пп. “ж“ п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны
быть включены в государственный кадастр.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Как следует из материалов дела, земельные участки, занимаемые ОАО “ГК ОРЕТЕКС“, не отнесены к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо специальным правовым актом.

Территория Общества в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 “Положением о зонах отдыха в г. Москве“ не отнесена и к зоне отдыха г. Москвы.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Инспекцией не представлено доказательств отнесения земель ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициента 2,5 при исчислении суммы налога в данном случае неправомерно.

В соответствии с пп. “и“ п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В силу п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог
относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

Законом Российской Федерации “О плате за землю“ (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“) установлены средние ставки земельного налога. Ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году“. В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Формулировка этих законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03).

Законом РФ “О плате за землю“ установлена средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий власти
субъектов РФ (ст. ст. 3, 4, 5, 13, 17). Таким образом, определяя средние ставки, ФЗ установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расчет земельного налога без применения коэффициента “2,5“ произведен Обществом правомерно, в соответствии с действующим законодательством, на основании ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ должно было применять при расчете земельного налога в марте - декабре 2005 г. коэффициент “1,5“, учитывающий местоположение городов (поселков), установленный ст. 9 (приложение 7) Закона МО “О плате за землю в Московской области“, отклоняется судом апелляционной инстанции.

В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения согласно приложению N 7.

Законом Московской области “О внесении изменений в Закон Московской области “О плате за землю в Московской области“ N 156/2005-ОЗ от 30.06.2005 статья 9 Закона МО “О плате за землю в МО“ вместе с приложением N 7 исключены.

При этом, согласно ст. 2 Закона МО N 156/2005-ОЗ от 30.06.2005, закрепленные в этом Законе положения распространяются на правоотношения, возникшие с 16.02.2005.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Обществом правомерно при расчете земельного налога с марта 2005 г. не применен указанный повышающий коэффициент.

Таким образом, ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ документально и нормативно обосновало применение при расчете земельного налога в 2005 г. ставок без учета повышающего коэффициента “2,5“, установленного ст.
2 (таблица 2 приложения 2) Закона Московской области N 18/95-ОЗ “О плате за землю в Московской области“, а также с марта по декабрь 2005 г. - без учета повышающего коэффициента “1,5“, установленного ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2005 г. без учета названных повышающих коэффициентов, составляет 33881 руб.

Фактически ОАО “Группа компаний ОРЕТЕКС“ за 2005 г. уплачен земельный налог в сумме 117196,95 руб. Данный факт налоговым органом не оспаривается. Соответственно, у Общества имеется переплата по земельному налогу.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Инспекции не имелось законных оснований для начисления Обществу по земельному налогу пени в сумме 118 руб., а также для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 3703 руб.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2006 г. по делу N А41-К2-14127/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 10 по Московской области - без удовлетворения.