Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2005 N Ф03-А73/05-1/55 Законодательством не предусмотрена обязанность организаций финансировать проведение ремонтно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций местного характера.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 марта 2005 года Дело N Ф03-А73/05-1/55“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 04.03.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Хабаровска и Администрации г. Хабаровска на решение от 15.09.2004, постановление от 03.11.2004 по делу N А73-8378/2004-18 (АИ-1/1279/2004-41) Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации г. Хабаровска, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Хабаровска о признании ненормативного акта недействительным.

Общество с ограниченной ответственностью энергетики и электрификации
“Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными п. 6.1 решения комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации г. Хабаровска N 11 от 27.07.2004 и п. 1 предписания Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Хабаровска от 03.08.2004 N 77.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г. Хабаровска, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Хабаровска.

До принятия решения по делу заявитель уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ свои требования и просил признать незаконными п. п. 6, 6.1 решения Комиссии по ЧС Администрации г. Хабаровска от 27.07.2004 N 11 в части включения ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ в перечень предприятий, обязанных осуществлять перечисление финансовых средств на восстановление ливневого коллектора, утвержденный приложением N 1 к решению, а также п. 1 предписания Управления по делам ГО И ЧС г. Хабаровска от 03.08.2004 N 77.

Решением суда от 15.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Принимая его, арбитражный суд классифицировал возникшую в июле 2004 г. чрезвычайную ситуацию в районе Хабаровской нефтебазы как местную, признал незаконным ее ликвидацию за счет средств ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке ст. ст. 274, 284 АПК РФ по заявлениям Администрации г. Хабаровска и Управления по делам ГО и ЧС, где ставится вопрос об их отмене и принятии нового решения.

Заявители полагают, что вывод суда о незаконности ликвидации ЧС за счет организации неверен, и противоречит приведенным в жалобах нормам закона. Также Администрация г. Хабаровска сослалась на ряд нарушений судом норм процессуального права.

ОАО ЭиЭ
“Хабаровскэнерго“ доводы кассационных жалоб отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.

Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобы безосновательными.

Как было установлено судом, 09.07.2004 в районе нефтеналивного причала на реке Амур произошло возгорание неустановленной смеси. Огонь распространился по коллектору с нефтепроводами и привел к взрыву паровоздушной смеси под автодорожным мостом в районе Хабаровской нефтебазы ОАО “Хабаровскнефтепродукт“, по ул. Тихоокеанской, 38, в результате чего получили повреждения конструкции моста и было нарушено автомобильное движение на участке указанной улицы.

Согласно протоколу комиссии по ЧС от 12.07.2004 N 9 “Об организации работ по восстановлению моста в районе ОАО “Хабаровскнефтепродукт“ по ул. Тихоокеанской, 38, принято решение признать пожар, приведший к взрыву смеси и повреждению моста, как местной чрезвычайной ситуацией техногенного характера. Суммарный убыток от чрезвычайной ситуации определен ориентировочно 250000 руб. и дополнительно стоимость восстановительных работ.

Решением комиссии по ЧС от 27.07.2004 N 11 (протокол N 11 от 27.07.2004) зоной чрезвычайной ситуации установлен ливневый коллектор на всем протяжении ручья Курча-Мурча со всеми сооружениями и коммуникациями, а также территории организаций, учреждений и предприятий, от которых в ливневый коллектор поступают стоки.

В пунктах 6 и 6.1 решения N 11 предусматривалась обязанность ряда организаций, в том числе ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ (приложение N 1), перечислить денежные средства в сумме 459040,27 руб. на расчетный счет ООО “Строй универсал-ДВ“ для проведения ремонтно-восстановительных работ ливневого коллектора.

На основании этого акта Управление по делам ГО и ЧС г. Хабаровска направило в адрес ОАО предписание N 77 от 03.08.2004 о перечислении в срок до 15.08.2004 денежных средств на сумму 459040,27 руб. для ликвидации чрезвычайной
ситуации.

Считая решение о привлечении средств ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ для ликвидации чрезвычайной ситуации принятым с нарушением положений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, предъявлено настоящее заявление о признании частично недействительными актов ненормативного характера.

Рассматривая его, суд обеих инстанций правомерно квалифицировал правоотношения сторон как возникшие в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации, регулируемые Федеральным законом РФ N 68-ФЗ от 21.12.1994 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и территориального характера“ (далее - ФЗ N 68) и иными принятыми в соответствии с ним законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ.

Статьи 11, 14 ФЗ N 68 предусматривают, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. Для чего органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Статья 24 ФЗ N 68 (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определяет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъекта РФ; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в установленном порядке руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайной ситуации, принятой Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти чрезвычайной
ситуации и органами местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация (ст. 5 ФЗ N 68).

В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 1094 (пункт 2), чрезвычайные ситуации классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные по указанным в данном нормативном акте признакам.

Пунктом 3 этого Положения, а также пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, предусмотрено исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации, местной - силами и средствами органа местного самоуправления.

Как указывалось выше, решением Комиссии по ЧС г. Хабаровска от 12.07.2004 N 9, а до его принятия - актом по выезду на чрезвычайную ситуацию N 136 от 09.07.2004, составленным оперативной группой Управления по делам ГО и ЧС г. Хабаровска, рассматриваемая чрезвычайная ситуация признана местной.

Поскольку Администрация г. Хабаровска и Управление по делам ГО и ЧС г. Хабаровска не доказали в порядке ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ локальный характер чрезвычайной ситуации, возникшей 09.07.2004, то есть правомерность возложения на ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ расходов по ремонтно-восстановительным работам ливневого коллектора, то заявление последнего о признании частично ненормативных правовых актов недействительными удовлетворено обоснованно, на основании названных выше норм материального права и гл. 24 АПК РФ.

Утверждение Администрации г. Хабаровска о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу несостоятельно.

Классификация судом рассматриваемой чрезвычайной ситуации как местной и ликвидация ее силами и средствами органа местного самоуправления влечет признание администрации заинтересованным лицом по настоящему
делу.

Более того, Комиссия по чрезвычайной ситуации г. Хабаровска, являющаяся координирующим органом городского звена Хабаровской краевой системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), образована Администрацией г. Хабаровска в лице мэра города по постановлению от 17.01.1996 N 55, а председателем комиссии назначен первый заместитель мэра.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой и второй инстанций и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, обжалованные судебные акты законны и обоснованны, поэтому оснований для их изменения, а кассационной жалобы удовлетворения не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2004 и постановление от 03.11.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8378/2004-18 (АИ-1/1279/2004-41) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.