Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2005 N Ф03-А73/05-2/376 Заявление о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций правомерно удовлетворено частично, поскольку решение налогового органа в части не соответствует действующему налоговому законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 01 марта 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/376“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2005. Мотивированное постановление изготовлено 01.03.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Комсомольску-на-Амуре на решение от 30.11.2004 по делу N А73-10857/2004-11 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре к обществу с ограниченной ответственностью “Спецстройпроект“ о взыскании налоговых санкций в сумме 150 руб.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы
по г. Комсомольску-на-Амуре; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Спецстройпроект“ (далее - общество) налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в сумме 150 руб. за несвоевременное представление налоговых деклараций по целевому сбору на содержание милиции и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.

Решением суда от 30.11.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал правомерными действия налогового органа по взысканию штрафных санкций в сумме 100 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по целевому сбору на содержание милиции в порядке пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. В остальной части в удовлетворении заявления отказано в связи с неправильной квалификацией налоговым органом правонарушения, совершенного налогоплательщиком по несвоевременному представлению налоговой отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит судебный акт первой инстанции отменить как принятый с нарушением норм законодательства о налогах и сборах. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, поскольку данная декларация является сведением о налогоплательщике и нарушение срока ее представления влечет ответственность по статье 126 НК РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции не присутствовали.

Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как
видно из материалов дела, по результатам проведения камеральной налоговой проверки (акт от 14.06.2004) налоговой декларации по целевому сбору на содержание милиции общественной безопасности за 2003 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год по сроку представления 30.03.2004, инспекцией по налогам и сборам принято решение от 23.06.2004 N 11-22/12/198 о привлечении ООО “Спецстройпроект“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по целевому сбору на содержание милиции общественной безопасности и к ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 50 рублей.

В связи с неуплатой в добровольном порядке штрафных санкций в срок, установленный в требовании об уплате налогов от 23.06.2004 N 11-27/320, налоговый орган обратился за их принудительным взысканием в судебном порядке.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявление налогового органа, исходил из того, что статьей 126 Налогового кодекса РФ не установлена ответственность за непредставление налоговых деклараций, и указал на неправильную квалификацию правонарушения, совершенного обществом. При этом суд установил, что налогоплательщик представил декларацию по целевому сбору на содержание милиции общественной безопасности с нарушением установленного законом срока и признал действия инспекции по налогам и сборам по привлечению к ответственности по пункту 1 статьи 119 настоящего Кодекса правомерными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, последним нарушен срок представления налоговой декларации по целевому сбору на содержание милиции.

Согласно Положению о порядке исчисления и уплаты целевого сбора на содержании милиции общественной безопасности, принятого решением городской Думы г. Комсомольска-на-Амуре от 25.12.2002 N 177, плательщики (юридические лица) представляют налоговым органам по месту налогового учета декларации по целевому сбору ежеквартально не позднее срока, установленного для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ от 21.11.1996 N 129-ФЗ организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Поскольку вышеуказанная налоговая декларация за 2003 год должна быть представлена не позднее 30 марта 2004 года, в то время как общество представило декларацию 31.03.2004, суд первой инстанции обоснованно признал, что налогоплательщиком нарушен срок, установленный законодательством
о налогах и сборах, и ООО “Спецстройпроект“ правильно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

Правомерными являются выводы суда в части отказа в удовлетворении требований инспекции по налогам и сборам по взысканию с общества налоговых санкций за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по статье 126 НК РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, поскольку производит выплаты физическим лицам.

Пунктом 1 статьи 23 Закона установлено, что расчетным периодом признается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона страхователи представляют по окончании расчетного периода декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

С учетом названных правовых норм налогоплательщик обязан представить декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год не позднее 30 марта 2004 года.

Как свидетельствует отметка, проставленная должностным лицом налоговой инспекции на декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, общество представило названную декларацию 31.03.2004, то есть с нарушением установленного срока.

В соответствии
с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

При этом за непредставление налоговой декларации ответственность установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ.

Поскольку декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование носит характер налоговой декларации и соответствует требованиям статьи 80 НК РФ, порядок представления которой регулируется пунктом 6 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и положениями Налогового кодекса РФ и не отвечает требованиям, предъявляемым к документам либо сведениям, за непредставление которых предусмотрена ответственность по пункту 1 статьи 126 Кодекса, суд первой инстанции обоснованно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленного в этой части требования, указав на неправильную квалификацию правонарушения.

Поскольку доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда, выводы которого сделаны с правильным применением норм действующего законодательства, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных по делу обстоятельств, отмены законно принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.11.2004 по делу N А73-10857/2004-11 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.