Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2005 N Ф03-А04/05-1/85 Иск о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот сотрудникам милиции по оплате коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет средств казны РФ и казны субъекта РФ, поскольку в бюджет муниципального образования из соответствующих бюджетов в спорный период не передавалось достаточно денежных средств на компенсацию соответствующих расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 февраля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-1/85“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 21.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 28.02.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 01.11.2004 по делу N А04-3791/04-17/35 Арбитражного суда Амурской области по иску МКПП “Бытовик“ к Финдепартаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, третье лицо: Финансовое управление Администрации Белогорского района, Белогорский РОВД, УВД Амурской области, Министерство юстиции РФ в лице Управления исполнения наказаний по Амурской
области, о взыскании 59093 руб. 55 коп.

Муниципальное коммунально-производственное предприятие “Бытовик“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финдепартаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 59093 руб. 55 коп. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот сотрудникам милиции по оплате коммунальных услуг и электроэнергии в период с 01 января по 31 декабря 2002 года, предусмотренных ФЗ “О милиции“ от 18.04.1991 N 1026-1.

Истец до принятия решения в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 54172 руб. 88 коп., из них: 12639 руб. 80 коп. просил взыскать за счет средств областного бюджета, 41533 руб. 08 коп. - за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Финансовое управление Администрации Белогорского района, Белогорский РОВД, УВД Амурской области, Министерство юстиции РФ в лице Управления исполнения наказаний по Амурской области.

Решением от 01.11.2004 исковые требования МКПП “Бытовик“ удовлетворены на основании ст. ст. 30, 35 ФЗ “О милиции“. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взыскано 41533 руб. 08 коп. по льготникам - сотрудникам милиции, финансируемым за счет федерального бюджета, а также сотрудникам вневедомственной охраны и управления исполнения наказаний. С казны Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области взыскано 12639 руб. 80 коп. по льготам, предоставленным сотрудникам милиции, финансируемым за счет средств бюджета субъекта Федерации. В остальной части в иске отказано.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что в бюджет муниципального образования
из федерального и областного бюджетов в спорный период не было выделено в достаточном количестве денежных средств на реализацию государственных полномочий по исполнению ФЗ “О милиции“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением от 01.11.2004, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права.

При этом заявитель ссылается на исполнение Минфином РФ бюджета в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“. Также указывает на то, что в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ обязанность по распределению средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям возложена на главных распорядителей. При недостаточности средств для возмещения льгот изменения в лимиты бюджетных обязательств подлежали внесению главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности - Министерством внутренних дел РФ в порядке, предусмотренном ст. 224 Бюджетного кодекса РФ.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 11.04.2002 МКПП “Бытовик“, Администрация Белогорского района и МУП “Служба заказчика“ заключили договор, согласно которому истец обязался предоставлять льготу гражданам в соответствии с ФЗ “О милиции“, а Администрация Белогорского района - возмещать понесенные последним убытки при предоставлении данных льгот.

Истец в соответствии с ФЗ “О милиции“ за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставил льготы по оплате электроэнергии и
коммунальных услуг сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в подразделениях, финансируемых как за счет областного бюджета, так и за счет федерального бюджета, а также сотрудникам УВ/142 (ныне - сотрудники УИН Минюста РФ), Отдела вневедомственной охраны Белогорского района.

Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 63646 рублей 99 копеек, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Между тем указанные расходы в спорные периоды Администрацией Белогорского района были компенсированы только в сумме 4076 руб. 46 коп., в связи с чем МКПП “Бытовик“ обратилось с настоящим иском в суд.

Статьей 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ (в редакции, действовавшей на момент реализации льгот) предусмотрено, что льготы предоставляются за счет средств бюджетов (федерального, субъекта РФ и местного), за счет средств которых финансируются те или иные подразделения, где служит лицо, имеющее право на льготы.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование этого должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 г.“ N 194-ФЗ от 30.12.2001 в 2002 г. Амурской области на компенсацию льгот по оплате ЖКУ, услуг связи сотрудникам милиции ОВД, налоговой полиции, таможенных органов и военнослужащим было выделено 20095 млн. руб., которые распределены в бюджеты муниципальных образований области.

Согласно приложению N 19 к Закону Амурской области N 238-ОЗ от 04.09.2003 Белогорскому району на финансирование льгот сотрудникам милиции выделено 100000 руб. при фактическом понесении расходов в сумме 134800 руб.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.“ предусматривается запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Пунктом 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Финансовое управление Администрации Белогорского района не имело возможности направлять средства на реализацию Закона РФ “О милиции“, поскольку эти средства из федерального и областного бюджетов в 2002 г. в бюджет муниципального образования в необходимом количестве не передавались.

Доказательств нецелевого использования полученных Администрацией Белогорского района бюджетных средств не имеется.

Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за убытки истца по исполнению ФЗ “О милиции“ на казну Российской Федерации в лице Минфина РФ
и казну субъекта Федерации в лице Финансового департамента Администрации Амурской области на основании статей 16, 1069 ГК РФ в зависимости от источника финансирования соответствующих подразделений милиции, где служат льготники.

При этом возложение судом обязанности по финансированию льгот сотрудникам отдела вневедомственной охраны из федерального бюджета правомерно, поскольку ст. 35 ФЗ “О милиции“ не предусматривает их оплату за счет собственных средств этих подразделений.

Довод заявителя жалобы о финансировании указанных расходов через главного распорядителя бюджетных средств МВД РФ неправомерен, так как не подтверждается материалами дела.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.11.2004 по делу N А04-3791/04-17/35 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.