Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2005 N Ф03-А73/04-2/3727 Правомерно удовлетворено заявление о признании недействительным решения налогового органа в части начисления пени за неуплату НДС, поскольку отсутствует сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 февраля 2005 года Дело N Ф03-А73/04-2/3727“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре на решение от 26.05.2004, постановление от 11.08.2004 по делу N А73-1263/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Стройка“ к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным решения.

Общество с ограниченной ответственностью “Стройка“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой
службы России по г. Комсомольску-на-Амуре о признании частично недействительным решения от 25.11.2003 N 10-12/8346.

Решением суда от 26.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2004, заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 3 обжалуемого решения, которым обществу начислена пеня за несвоевременное исчисление и внесение в бюджет налога на добавленную стоимость. Судебные акты мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления пени, так как налогоплательщиком подтверждено право на применение ставки 0 процентов соответствующим пакетом при подаче налоговой декларации, следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, причитающаяся к уплате в бюджет, отсутствует.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в обжалуемой части отменить, в удовлетворении требований обществу отказать полностью. В обоснование жалобы заявитель ссылается на пропуск обществом установленного срока (180 дней) подачи документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, в нарушение пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ, что является основанием для начисления сумм НДС, а также пени, в случае неуплаты налога в срок, за период с момента отгрузки товаров до момента предоставления соответствующего пакета документов. Также, по мнению подателя жалобы, необоснованным является вывод суда о том, что отсутствие на момент принятия налоговым органом решения у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость свидетельствует о неправомерном начислении пени до этого момента.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы и требования кассационной жалобы.

ООО “Стройка“ извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако ее представитель в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные
в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.

Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов ООО “Стройка“ за 3 квартал 2002 года, представленной 29.08.2003 с пакетом документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки и налоговых вычетов. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 25.11.2003 N 10-12/8346 о частичном отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 18291 руб. Этим же решением начислена пеня за несвоевременное исчисление и внесение в бюджет НДС в сумме 52652 руб.

Не согласившись с решением инспекции по налогам и сборам, ООО “Стройка“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования общества в части, арбитражный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований у налогового органа для начисления пени.

Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик должен представить налоговому органу документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме
экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональным таможенным органом в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по установленным ставкам.

Следовательно, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, начиная со дня отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Вместе с тем вышеназванной нормой права установлено, что, если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2002 года обществом подана по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товара в режиме экспорта.

Право на применение налоговой ставки 0 процентов инспекция по налогам и сборам подтвердила, что усматривается из оспариваемого решения налогового органа. Следовательно, поскольку исчисление пени связано с обязанностью по уплате налога, а такая обязанность у общества на момент проведения налоговой проверки и принятия по ее результатам решения отсутствовала, действия налогового органа по начислению пени не могут быть признаны соответствующими действующему законодательству.

При таких обстоятельствах довод налогового органа о правомерном начислении обществу пени суд кассационной инстанции считает необоснованным.

Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.05.2004, постановление апелляционной инстанции от 11.08.2004 по делу N А73-1263/2004-16 (АИ-1/829/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.