Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2005 N Ф03-А37/04-2/4425 Поскольку у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога, пени и штрафа, правомерно признано недействительным соответствующее решение налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 февраля 2005 года Дело N Ф03-А37/04-2/4425“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 16 февраля 2005 года. Мотивированное постановление изготовлено 22 февраля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 01.09.2004 по делу N А37-2453/04-1 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Магнум - 97“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“,
о признании недействительным решения N ИС-07-10/1264 от 19.07.2004.

Общество с ограниченной ответственностью “Магнум - 97“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 19.07.2004 N ИС-07-10/1264, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 52272,39 руб., доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2004 года в сумме 261365 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 10819,71 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“ (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением суда от 01.09.2004 заявленные требования удовлетворены и обжалуемое решение налогового органа признано недействительным на основании, что общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, в связи с чем оспариваемым решением инспекцией по налогам и сборам неправомерно доначислен НДС за спорный период, соответствующие пени, а также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя,
с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, имеющего специальный характер, утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по налогообложению по налоговому режиму особой экономической зоны, поскольку данный Закон не отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях.

Администрация ОЭЗ в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения как соответствующее нормам действующего законодательства.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы исходя из нижеследующего.

Как установлено судом, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2004 года, представленной обществом в налоговый орган. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 19.07.2004 N ИС-07-10/1264 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Данным решением предложено уплатить доначисленный НДС за указанный налоговый период и причитающиеся пени.

Не согласившись с названным решением налогового органа, ООО “Магнум - 97“ обжаловало его в судебном порядке.

Основанием для доначисления НДС, пени и взыскания штрафа явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2004 году льготы по НДС, а именно освобождение от уплаты этого
налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходит из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ “Налог на добавленную стоимость“, не предусматривающей такой льготы для участников особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.

Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное обществом требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, с учетом предоставленной обществу, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, льготы.

Как установлено судом, общество является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001621.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. В период возникновения спорных правоотношений, данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.

Не противоречит нормам налогового законодательства утверждение инспекции по налогам и сборам относительно того, что при введении в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах,
в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками экономических зон.

Между тем заявителем жалобы не учтено следующее.

Обосновывая выводы, суд первой инстанции правильно указал на то, что введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 главы 21 “Налог на добавленную стоимость“, регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона N 104-ФЗ.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В жалобе не опровергнуты выводы суда о том, что со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (с изменениями и дополнениями) в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.

Кроме того, исходя из содержания подпункта 45 пункта 1 приложения N
20 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, продолжает сохранять свое действие и в 2003 году. Указанная льгота сохранена и на 2004 год.

В вышеназванном Законе приостановлено действие Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из других стран на территорию особой экономической зоны. Из материалов проверки следует, что указанный в налоговой декларации обществом НДС не исчислен только на основании льготы, предусмотренной для участников особой экономической зоны.

Изложенное означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, на которые ссылается в кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, относительно применения норм закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога и пеней, а также привлечения общества к налоговой ответственности.

Суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку и тому обстоятельству, что налоговым органом нарушен порядок рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренный статьей 101 Налогового кодекса РФ, а также отсутствию вины в действиях налогоплательщика и оснований для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ.

В
этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.09.2004 по делу N А37-2453/04-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.