Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.02.2005 N Ф03-А73/04-1/4508 Если льготы по оплате тепловой энергии отдельным категориям граждан устанавливаются федеральным законодательством, то компенсация указанных льгот должна осуществляться из федерального бюджета посредством передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 08 февраля 2005 года Дело N Ф03-А73/04-1/4508“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 22.03.2004, постановление от 21.10.2004 по делу N А73-7572/2003-33 (АИ-1/512/04-44) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре о взыскании 66027 рублей 35 копеек.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края
с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре о взыскании 66027 рублей 35 копеек убытков в связи с предоставлением льгот по оплате потребленной тепловой энергии отдельным категориям граждан.

Решением суда от 22.03.2004 с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 4557 рублей 28 копеек убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате теплоэнергии, в соответствии с ФЗ “О милиции“. В остальной части иска отказано, поскольку предоставление льгот истцом не доказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение от 22.03.2004 изменено. С Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 38084 рубля 69 копеек убытков, с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу истца взыскано 2104 рубля 30 копеек со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета и краевого бюджета в спорный период не было выделено в достаточном количестве денежных средств на реализацию государственных полномочий. В остальной части иска отказано.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ, где ставится вопрос об их отмене.

По утверждению Министерства финансов РФ, суд безосновательно возложил на него ответственность за причинение истцу убытков, так как его действия по компенсации льгот осуществлялись в рамках федерального законодательства и в пределах своих полномочий.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Хабаровскэнерго“ при расчетах в период с марта по июнь 2002 года за потребленную тепловую энергию отдельными категориями граждан, проживающих в г.
Николаевске-на-Амуре, учитывало льготы, предусмотренные федеральными законами для военнослужащих, сотрудников МВД, СИЗО, пожарной части МЧС.

В связи с отказом ответчиков в компенсации выпадающих доходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот истец обратился с настоящим иском в суд.

Всего за спорный период истец предоставил льгот указанной категории граждан на сумму 40188 руб. 99 коп., что подтверждается имеющимися в деле документами.

Рассматривая спор, суд определил, что спорные льготы предусматривались федеральными законами “О милиции“, “О статусе военнослужащих“.

В соответствии со статьей 15 ФЗ “О статусе военнослужащих“ компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, по иному жилому фонду - за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством РФ.

Статья 30 ФЗ “О милиции“ устанавливает, что льгота сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Между тем порядок реализации вышеназванных льгот и источники финансирования законодательно не были урегулированы.

В материалах дела представлены расчеты и списки граждан, с указанием источника финансирования - федеральный бюджет и местный бюджет, которые были оценены судом, после чего он правомерно пришел к выводу о том, что финансирование данной категории льготников производится за счет федерального бюджета и бюджета края.

Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ и ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ определено, что раздел полномочий Российской Федерации
и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то их исполнение осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам (ст. 9 Закона).

В 2002 году Постановлением Правительства РФ N 258 от 20.04.2002 “Об утверждении Правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций...“ утвержден порядок компенсации расходов субъектов Федерации, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

На основании ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ Хабаровскому краю из Фонда компенсаций (приложение N 13) на возмещение льгот сотрудникам налоговой полиции, таможенных органов, органов внутренних дел и военнослужащим санкционировано 72024000 рублей.

Из данных средств по Закону Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год“ муниципальному бюджету г. Николаевска-на-Амуре выделено 1734000 рублей (приложение N 14).

Доказательств нецелевого использования субъектом данных денежных средств в деле не имеется.

Таким образом, ответственность за недостаточное финансирование исполнения отдельных государственных полномочий в 2002 году должна нести казна РФ в порядке статей 16, 1069 ГК РФ.

Обжалуемый судебный акт в части взыскания с последней в лице Министерства финансов РФ 38084 рублей 69 копеек убытков соответствуют названным выше нормам материального права.

В отношении взыскания убытков с субъекта РФ решение суда законно, подтверждено надлежащими доказательствами и не оспаривается сторонами по делу.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 21.10.2004 Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-7572/2003-33 (АИ-1/512/04-44) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.