Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2005 N Ф03-А04/04-1/4229 Поскольку федеральные органы государственной власти не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот, за счет казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 января 2005 года Дело N Ф03-А04/04-1/4229“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.01.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства РФ в лице УФК РФ по Амурской области на решение от 07.10.2004 по делу N А04-3630/04-2/170 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ к Администрации Ромненского района, Финансовому отделу Администрации Ромненского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 180972,90 руб.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Амурэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации
Ромненского района, Финансовому отделу Администрации Ромненского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 180972,90 руб. убытков, возникших в результате предоставления в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 гражданам льгот по оплате электроэнергии, установленных ФЗ “О ветеранах“.

Решением суда от 07.10.2004 исковые требования удовлетворены, сумма убытков взыскана в пользу истца с казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Законность судебного акта проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей предоставление жилищно-коммунальных льгот за счет субъекта РФ с последующим возмещением ему произведенных расходов из федерального бюджета.

Приводит доводы о том, что в спорный период на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления льгот в консолидированные бюджеты субъектов передавалось 100% суммы налога на доходы физических лиц, являющегося федеральным налогом. Кроме того, передача на указанные цели денежных средств субъекту в 2002, 2003 годах предусмотрена Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2002 год, на 2003 год.

Обращает внимание суда кассационной инстанции, что в сумму убытков истцом неправомерно включен налог на добавленную стоимость.

Истец в представленном отзыве доводы кассационной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела
и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Амурэнерго“ в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 на основании договоров от 12.02.2002 N 40-06 и от 14.03.2003 N 91-06, заключенных с Администрацией Ромненского района, и в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ предоставляло льготы в виде 50% скидки по оплате электрической энергии, в результате чего понесло убытки в сумме 180972,90 руб.

В связи с невозмещением убытков органами государственной власти и органами муниципального образования из бюджетов соответствующих уровней заявлены настоящие исковые требования.

Суд при рассмотрении спора правомерно исходил из ФЗ “О ветеранах“, установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом, в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ в расходах федерального бюджета целевые средства на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не утверждались.

Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения
средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год и 2003 год предусмотрено выделение Амурской области денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет Амурской области, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Доказательств нецелевого использования Амурской областью полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином не представлено.

Наряду с этим, при отсутствии целевого финансирования из федерального бюджета реализации ФЗ “О ветеранах“, статьей 37 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2002 год“ и статьей 43 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2003 год“ утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов (сборов) и финансовой помощи расходы на указанные цели в размере 283737 тыс. руб. и 423613 тыс. руб., соответственно, для распределения в бюджеты муниципальных образований, в том числе Ромненскому району - 1614 тыс. руб. и 1412 тыс. руб.

Вместе с тем объем названных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансировании льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании 180972,90 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон от 25.09.1997 имеет номер 126-ФЗ, а не 127-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 имеет номер 584, а не 581.

При этом правомерно освобождены от ответственности
органы местного самоуправления и Финансовый департамент Администрации Амурской области, что соответствует ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 127-ФЗ и Постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации за период до 2005 года“, согласно которому ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ “О налоге на добавленную стоимость“ физические лица не являются плательщиками НДС на отпущенную электрическую энергию. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.

Поскольку решение суда принято Арбитражным судом Амурской области с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.10.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3630/04-2/170 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.