Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А66-6644/2005 Поскольку оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда не могут быть отнесены к не подлежащим обложению НДС услугам по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности, выручка, полученная МУП от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, подлежит налогообложению в общем порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2005 года Дело N А66-6644/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Троицкой Н.В., Михайловской Е.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Конаковскому району Тверской области Веряскина А.В. (доверенность от 09.11.2005), рассмотрев 21.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Конаковскому району Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.08.2005 по делу N А66-6644/2005 (судья Орлова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Жилкомсервис“ муниципального образования “Конаковский район“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы
по Конаковскому району Тверской области от 06.04.2005 N 03-20/3407 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 12451 руб.

Решением суда от 15.08.2005 заявленные предприятием требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, просит решение суда отменить. Налоговый орган указывает, что суд, признавая решение ответчика недействительным, неправомерно исходил из преюдициального характера состоявшегося решения Арбитражного суда Тверской области от 01.07.2005 по делу N А66-4764/2005, которым признано незаконным требование налогового органа от 15.04.2005 N 8241, выставленное на основании оспариваемого в рамках настоящего дела решения. Как полагает податель жалобы, применение льготы возможно только при оказании услуг населению по предоставлению жилых помещений в пользование. В данном случае взимались платежи по реализации коммунальных услуг, льготное налогообложение в отношении которых предусмотрено только в случае оказания налогоплательщиком услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых взносов в домах жилищно-строительных кооперативов. Предприятие таких услуг не оказывает.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, предприятие представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года. Налоговым органом была проведена
камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой заявителю направлено уведомление от 03.03.2005 о занижении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате неправомерного использования льготы по подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и доначислении 169794 руб. налога. Как указал налоговый орган, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается только плата, которую собственник взимает непосредственно за найм жилого помещения. Остальные услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями, как нанимателями, так и собственниками жилого помещения, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Рассмотрев возражения налогоплательщика на указанное уведомление, налоговая инспекция вынесла решение от 06.04.2005 N 03-20/3407, которым предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 12451 руб.

На основании результатов камеральной проверки налоговая инспекция направила предприятию требование от 15.04.2005 N 8241 об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 169794 руб. в срок до 25.04.2005.

Предприятие требование от 15.04.2005 N 8241 в установленный срок не исполнило и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным.

Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа, посчитав, что плата за содержание и ремонт жилищного фонда является платой по договору найма жилого помещения и не подлежит налогообложению.

Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Реализацией работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица,
возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Согласно Федеральному закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.

До 1 января 2004 года в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

По договору найма одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое
помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.

Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт “д“ пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 (в редакции от 21.01.2003) предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая
плату:

за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

за капитальный ремонт жилищного фонда;

за наем жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).

С учетом положений вышеперечисленных норм подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выручка, полученная от оказания услуг непосредственно по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, которая представляет собой плату за найм жилого помещения.

Оплата остальных услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями как нанимателям, так и собственникам жилого помещения, в том числе и по содержанию общего имущества жилого дома, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.

Следовательно, налоговая инспекция в уведомлении от 03.03.2005 N 11-15/1/2238 и решении от 06.04.2005 N 03-20/3407 обоснованно указала, что выручка, полученная налогоплательщиком за оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту жилищного фонда, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, и доначислила 169794 руб. налога на добавленную стоимость.

Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.2005 по делу N А66-4764/2005 решение Арбитражного суда Тверской области от 01.07.2005 о признании незаконным требования налогового органа от 15.04.2005 N 8241, выставленного на основании оспариваемого в рамках настоящего дела решения, отменено. Требование налогового органа признано недействительным.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое налогоплательщиком решение налоговой инспекции от 06.04.2005 N 03-20/3407 о доначислении налога на добавленную стоимость и привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, соответствует нормам законодательства о налогах
и сборах и у суда отсутствовали правовые основания для признания его недействительным.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предприятия следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15.08.2005 по делу N А66-6644/2005 отменить.

В удовлетворении заявленных требований муниципальному унитарному предприятию “Жилкомсервис“ муниципального образования “Конаковский район“ отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия “Жилкомсервис“ муниципального образования “Конаковский район“ 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.