Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.2006 N А82-2331/2005-15 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы имеют право на льготу по плате за землю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 февраля 2006 года Дело N А82-2331/2005-15“

(извлечение)

Государственное учреждение (далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.01.2005 N 3120/63, 3118/62, 413/64 и возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 43076 рублей.

Решением суда первой инстанции от 16.06.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2005 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд
неправильно применил пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“. По мнению налогового органа, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не имеют права на льготу по земельному налогу, установленную в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, поскольку являются финансово-кредитными учреждениями и не входят в структуру федеральных органов государственной власти.

Отделение в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Инспекция и Отделение просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Отделением деклараций по земельному налогу за 2003 и 2004 годы и установила несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации за 2003 год и неуплату земельного налога в сумме 39170 рублей за 2003 год и в сумме 43075 рублей за 2004 год в результате неправомерного использования им льготы, предусмотренной в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

По результатам проверки руководитель Инспекции 31.01.2005 принял решения: N 3118/62 - о привлечении Отделения за неуплату земельного налога за 2003 год к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7834 рублей; N 3120/63 - за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу за 2003 год в виде штрафа в размере 50921 рубля; N 413/64 - об отказе в привлечении налогоплательщика к
ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с добровольной уплатой 15.11.2004 недоимки по земельному налогу за 2004 год в сумме 43075 рублей. В решении N 3118/62 Отделению также предложено уплатить 39170 рублей недоимки по этому налогу за 2003 год и 8342 рубля 43 копейки пеней по нему.

Отделение посчитало принятые решения незаконными и сумму уплаченного за 2004 год налога излишне уплаченной, в связи с чем обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, посчитал правомерным применение Отделением налоговой льготы по земельному налогу.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“
к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач, отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав государственной казны Российской Федерации.

В силу статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы“, по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов “в“, “ж“), 72 (пункта “ж“ части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Арбитражный суд
Ярославской области, правомерно руководствуясь названными нормами, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сделал правильный вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являющиеся государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, имеют право на льготу по земельному налогу на основании пункта 14 пункта 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил заявление Отделения, признав оспариваемые решения налогового органа незаконными и обязав Инспекцию возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 43076 рублей.

Нормы материального права Арбитражный суд Ярославской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 по делу N А82-2331/2005-15 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.