Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2005 N А56-16904/2005 Поскольку общество представило в налоговую инспекцию все предусмотренные НК РФ первичные документы, подтверждающие факты ввоза товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, оприходования этих товаров и уплаты таможенным органам сумм НДС, суд сделал правильный вывод об отсутствии у инспекции законных оснований для отказа обществу в возмещении суммы названного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2005 года Дело N А56-16904/2005“

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. В данном случае имеется в виду постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2005.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Михайловской Е.А. и Троицкой Н.В., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью “Трафик“ - Мельниковой Т.К. (доверенность от 24.10.05), Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга - Черникова С.М. (доверенность от 27.01.05 N 17/1086), рассмотрев 28.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
10.06.05 (судья Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.04 (судьи Семиглазов В.А., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-16904/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Трафик“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 31.01.05 N 16/29 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2004 года и об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет заявителя 1327829 руб. налога.

Решением суда первой инстанции от 10.06.05 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 19.08.05 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что сделки, заключенные налогоплательщиком, не оценены судами с точки зрения целей создания и деятельности общества как деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также должным образом не оценена судами добросовестность налогоплательщика с учетом совокупности фактов, как на то указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.01 N 138-О. Податель жалобы также ссылается на то, что заявитель не имеет основных средств, численность его работников - 1 человек; расчет с иностранным партнером обществом не произведен; импортированный товар оплачен покупателями в проверяемом периоде частично, отсутствуют доказательства реального движения товарно-материальных ценностей.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества отклонил их, считая судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, общество 19.11.04
представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2004 года, в которой указало 1607148 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога, предъявленная к возмещению из бюджета в данной декларации, составляет 1327829 руб. Налогоплательщик 18.04.05 обратился в инспекцию с заявлением о возмещении указанной суммы НДС путем возврата на его расчетный счет (лист дела 25).

По результатам камеральной проверки налоговой декларации общества инспекцией вынесено решение от 31.01.05 N 16/29. В этом решении указано: “Отказать ООО “Трафик“ в возмещении и доначислить НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и по операциям на внутреннем рынке за октябрь 2004 года в сумме - 1327829 руб.“.

Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права установлены статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам в силу пункта 2 статьи 171 Кодекса подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно же пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации положительная разница
между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 данного Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.

По смыслу названных норм право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, обусловлено фактами уплаты им сумм налога, начисленных таможенными органами в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат налогоплательщика по уплате установленного законом налога.

В данном случае общество представило все предусмотренные пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации первичные документы, подтверждающие факты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, оприходования этих товаров и уплаты таможенным органам сумм НДС обществом самостоятельно, что инспекция не оспаривает.

Несостоятельными кассационная инстанция считает доводы инспекции о том, что общество не имеет основных средств, численность его работников 1 человек; расчет с иностранным партнером обществом не произведен, а импортированный товар в проверяемом периоде оплачен покупателями частично. Данные обстоятельства не имеют правового значения в рамках применения статей 171 - 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и не опровергают достоверность представленных налогоплательщиком допустимых в силу пункта 1 статьи 172 Кодекса доказательств, подтверждающих его право на применение налоговых вычетов, а также не свидетельствуют о недобросовестности его действий.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа обществу в возмещении НДС за октябрь 2004 года. Кассационная коллегия также считает необходимым указать на
незаконность в решении от 31.01.05 N 16/29 доначисления к уплате 1327829 руб. НДС - суммы, которая предъявлена обществом к вычету. Согласно налоговой декларации общества за октябрь 2004 года НДС с выручки от реализации составляет 279580 руб. Даже если согласиться с позицией инспекции о неправомерности заявленных налогоплательщиком вычетов по НДС, сумма налога к уплате должна быть начислена исходя из налоговой базы за налоговый период, эта сумма не может представлять собой сумму налога, равную вычетам, тем более, что большая часть вычетов представляет собой сумму НДС, уплаченную обществом в составе таможенных платежей. Иными словами, инспекция безосновательно и повторно доначислила обществу уже уплаченный налог.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.05 по делу N А56-16904/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.