Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2005 N А05-8356/05-29 Признавая недействительным уведомление ИФНС о невозможности применения ООО упрощенной системы налогообложения, суд указал, что незначительная разница (в несколько дней) во времени подачи документов на государственную регистрацию общества в качестве юридического лица и заявления о переходе на УСН не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении данной системы налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2005 года Дело N А05-8356/05-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2005 по делу N А05-8356/05-29 (судья Никитин С.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Фединвест“ (далее - Общество, ООО “Фединвест“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 28.06.2005 N 18-23/25447 о невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения.

Решением от 27.07.2005 требования
Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано налогоплательщиком в Инспекцию не одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговом органе, поэтому Инспекция правомерно отказала ему в применении упрощенной системы налогообложения.

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Фединвест“ 23.05.2005 зарегистрировано в качестве юридического лица и одновременно поставлено на учет в налоговом органе.

Свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет получены представителем Общества 03.06.2005.

ООО “Фединвест“ 02.06.2005, то есть до получения свидетельств, подало в Инспекцию заявление о постановке на налоговый учет, а также заявление о применении упрощенной системы налогообложения.

Уведомлением от 28.06.2005 N 18-23/25447 Инспекция отказала налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, указав на то, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подано Обществом не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.

ООО “Фединвест“ не согласилось с уведомлением налогового органа и оспорило его в судебном порядке.

Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным уведомление от 28.06.2005 N 18-23/25447.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную
систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 83 НК РФ постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 2.1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) используется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по форме согласно Приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц“.

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет, внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в Единый государственный реестр юридических
лиц записи о государственной регистрации при создании юридического лица.

Поэтому заявления о постановке на учет в налоговый орган организациями не подаются.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается одновременно с пакетом документов, представляемым при государственной регистрации юридического лица. В то же время форма N 26.2-1 “Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения“, утвержденная приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, предусматривает указание в заявлении полного наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет и других данных, которые ему еще неизвестны.

Исходя из этого, возможно осуществление перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданными организациями на основании заявления, подаваемого ими после получения свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. При этом заявление о применении упрощенной системы налогообложения должно быть подано налогоплательщиком в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о постановке на учет, а также до начала ведения предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО “Фединвест“ подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после заявления о постановке на налоговый учет. Однако это не противоречит требованиям налогового законодательства и не может служить основанием для отказа заявителю в переходе на специальный налоговый режим, поскольку он приобретает статус налогоплательщика в момент постановки его на налоговый учет. Более того, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Не содержится в статье 346.13 НК РФ и оснований для отказа налоговым органом в применении заявителем упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, свидетельство
о постановке на налоговый учет Общество получило 03.06.2005, а с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения обратилось в Инспекцию 02.06.2005, то есть до получения свидетельства.

При таких обстоятельствах налогоплательщиком соблюдено предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения, а незначительная разница во времени подачи документов на государственную регистрацию юридического лица и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (в несколько дней) не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2005 по делу N А05-8356/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КОРПУСОВА О.А.