Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2005 N А52-2797/2005/2 Поскольку решение налоговой инспекции об отказе обществу в возмещении НДС было признано судом недействительным, инспекция, возвращая спорную сумму налога, неправомерно не начислила на нее проценты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2005 года Дело N А52-2797/2005/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В., рассмотрев 23.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.07.2005 по делу N А52-2797/2005/2 (судья Радионова И.М.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Лоцман“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о начислении процентов за несвоевременно возвращенную сумму
налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2001 года, и обязании Инспекции выплатить проценты в сумме 144807 руб. 81 коп.

Решением суда от 26.07.2005 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит решение суда отменить.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2001 года, согласно которой сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 4957330 руб., а также документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.

По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 04.12.2001 N 08-11/3924 об отказе в возмещении из бюджета 4957330 руб. НДС.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2001 по делу N А52/3749/01/2, оставленным без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа, от 18.03.2002 признано недействительным решение Инспекции от 04.12.2001 N 08-11/3924, на Инспекцию возложена обязанность возвратить Обществу НДС за октябрь 2001 года.

Во исполнение данного судебного решения платежными поручениями от 21.02.2002 N 496, от 18.04.2002 N 1219, от 16.05.2002 N 1527, от 17.06.2002 N 2513, от 27.06.2002 N 2856, от 08.07.2002 N 3096 Обществу на основании заключений N 373 от 19.02.2002, N 1246 от 16.04.2002, N 1753 от
14.05.2002, N 2435 от 13.06.2002, N 2754 от 25.06.2002, N 2987 от 04.07.2002 возвращены 4949640 руб. 22 коп. НДС без начисления процентов за несвоевременно возвращенные суммы налога, а на остальную сумму НДС произведен зачет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот
же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

Признание судом недействительным решения Инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и обязании возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.

В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога.

Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.

Порядок выплаты процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ, за несвоевременное возмещение налога конкретизирован в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н “О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм НДС“. Согласно этому документу обязанности по начислению процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику подлежащей возмещению из бюджета суммы НДС, отражению этих сумм в заключении о возврате налога, направлению заключения органу федерального казначейства возложены на налоговый орган.

Из положений названного совместного приказа, обязательного в силу статьи 4 НК РФ для налоговых органов, следует, что выплата предусмотренных абзацем 12 пункта 4 статьи 176 НК РФ процентов производится одновременно с возвратом подлежащей возмещению суммы налога.

Следовательно, в рассматриваемом случае Инспекция была обязана выплатить налогоплательщику проценты одновременно с возвратом из бюджета НДС.

Неисполнение этой обязанности свидетельствует о незаконном бездействии Инспекции, которое было правомерно обжаловано Обществом на основании статей 137 и 138 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Общества и обязал Инспекцию выплатить Обществу 144807 руб. 81 коп. процентов за несвоевременно возвращенный НДС.

Кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Псковской области от 26.07.2005 по делу N А52-2797/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

ШЕВЧЕНКО А.В.