Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2005 N А42-573/2005-25 Решение суда об отказе в удовлетворении требования территориального ФОМС о взыскании с администрации города задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку вывод суда об исполнении администрацией города обязательств по уплате страховых взносов не соответствует имеющимся в деле доказательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2005 года Дело N А42-573/2005-25“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Бухарцева С.Н. и Кочеровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2005 по делу N А42-573/2005-25 (судья Востряков К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Администрации закрытого административно-территориального образования города Скалистый Мурманской области (далее - Администрация) 2875099 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год, а
также 264139 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков страховых взносов в 2001 - 2003 годах.

Решением суда первой инстанции от 11.07.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Фонд в июле 2004 года провел выездную проверку по вопросу своевременности и полноты перечисления Администрацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. В ходе проверки выявлено наличие у плательщика по состоянию на 01.01.2004 задолженности по страховым взносам за 2003 год. После зачета имевшейся у Администрации за 2001 - 2002 годы переплаты по страховым взносам недоимка за 2003 год составила 2875099 руб. Результаты проверки отражены в акте от 20.07.2004 N 9.

На основании акта выездной проверки и с учетом возражений, представленных Администрацией, Фонд принял решение от 23.08.2004 N 9, которым на Администрацию возложена обязанность уплатить 2875099 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год, а также 264139 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты названных платежей в 2001 - 2003 годах.

Во исполнение решения от 23.08.2004 плательщику направлено требование от 31.08.2004 N 9 об уплате в десятидневный срок с момента получения требования недоимки по страховым взносам и пеней. Требование Администрацией в установленный срок
не исполнено, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал Фонду в удовлетворении заявленных им требований. Решение суда обосновано тем, что Администрация подтвердила уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в полном объеме, с учетом ежемесячного уточнения суммы взносов, осуществлявшегося в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования неработающих граждан, заключенными между Администрацией и Фондом. Кроме того, суд указал на пропуск Фондом срока давности взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального права, считает, что принятое судом решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Согласно пункту 11 этого Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.

В пункте 7 Положения указано, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Положением о порядке уплаты страховых взносов, равно как
и иными специальными актами по обязательному медицинскому страхованию, не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.

Как указано в статье 87 НК РФ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемого лица, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Фонд провел выездную проверку в июле 2004 года, проверкой охвачены три года, предшествующие году проведения проверки - 2001 - 2003 годы. Решение, принятое по результатам проверки, датировано 23.08.2004.

В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Положения этой статьи Фондом также соблюдены. На основании решения от 23.08.2004 N 9 Администрации направлено требование от 31.08.2004 N 9 об уплате задолженности по страховым взносам и пеней.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.

С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам Фонд обратился в арбитражный суд 25.01.2005, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о пропуске Фондом срока давности взыскания
страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не соответствует нормам материального права.

Кассационная инстанция считает не соответствующим имеющимся в деле доказательствам и недостаточно обоснованным и вывод суда об исполнении Администрацией обязательств по уплате страховых взносов за 2003 год.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде, далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются - согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993
год“ (далее - Положение).

Согласно пункту 3 названного Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“, согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, также указано на обязанность органов местного самоуправления перечислять средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действующей в проверяемый период) в
компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.

В статье 22 Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи“.

На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ органы государственного управления, в том числе областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи по территориальной программе не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО “О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области“ (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе “Здравоохранение“ функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового
взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.

Исходя из приведенных норм, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.

Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией ЗАТО г. Скалистый, установлена в 2003 году Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО “О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год“ в размере 11872590 руб.

Администрацией в разделе “Здравоохранение“ расходной части местного бюджета на 2003 год с учетом дополнительного соглашения от 18.04.2003 к договору от 29.03.2001 N 32-121 обязательного медицинского страхования неработающих граждан утверждены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование неработающего населения в сумме 10172000 руб.

Фактически Администрацией перечислено в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 8904741 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и 1266779,6 руб. - по дополнительному соглашению, что подтверждено реестром платежных поручений по перечислению страховых взносов
(л.д. 17).

Суд первой инстанции посчитал, что Администрацией в полном объеме исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год. При этом суд признал обязанность по уплате страховых взносов исполненной Администрацией исходя из условия договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, заключенного между Администрацией и Фондом, о ежемесячной корректировке численности застрахованных лиц.

Кассационная инстанция считает этот вывод суда не соответствующим имеющимся в деле документам.

Согласно статье 4 Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Мурманской области “О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области“ также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и Фондом (статья 4).

Как следует из материалов дела, между Фондом и Администрацией в 2001 году заключен договор от 29.03.2001 N 32-121 (л.д. 115 - 118) обязательного медицинского страхования неработающих граждан. По этому договору Фонд принял на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным Администрацией в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме, с выдачей застрахованным лицам страховых медицинских полисов установленного образца, а Администрация - осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.

В соответствии с пунктом 2 договора объем медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам в соответствии с условиями договора, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный
перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора.

В договоре указана общая численность застрахованных граждан на момент заключения договора (пункт 4) и предусмотрено, что Администрация ежемесячно уточняет численность застрахованных лиц, о чем сообщается Фонду.

Условие о ежемесячном предоставлении страхователем страховщику сведений об изменениях в списках застрахованных лиц предусмотрено также пунктом 6 договора.

Вместе с тем из материалов дела следует, что во исполнение постановления главы Администрации ЗАТО г. Скалистый от 26.02.2003 N 90 “Об установлении размера платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения с 1 января 2003 года“ (л.д. 98) между Фондом и Администрацией заключено дополнительное соглашение от 18.04.2003 к договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 29.03.2001 N 32-121 (л.д. 103) со сроком действия с 01.01.2003 по 31.12.2003.

Дополнительное соглашение подписано сторонами.

В пункте 1.1 соглашения предусмотрено, что страхователь (Администрация) обязуется ежемесячно перечислять в Фонд страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 1/12 суммы страховых взносов, установленной Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО “О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год“ с учетом дополнительных финансовых средств, обеспечивающих выполнение постановления Администрации ЗАТО г. Скалистый от 26.02.2003 N 90.

В случае неполного и несвоевременного перечисления текущих страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в течение одного месяца в пункте 4 дополнительного соглашения предусмотрено его расторжение страховщиком (Фондом) в одностороннем порядке, с письменным предупреждением об этом страхователя за 15 календарных дней.

В материалах дела имеется письмо Фонда от 03.12.2003 N 956/05 (л.д. 106), в котором Фонд уведомляет Администрацию о расторжении дополнительного соглашения от 18.04.2003 в связи с невыполнением ею обязательств по перечислению текущих страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, определенных в пункте 1.1 дополнительного соглашения. При этом доказательства направления названного письма и даты его получения Администрацией суд не истребовал у сторон, в деле они отсутствуют.

Дополнительное соглашение к договору от 29.03.2001 N 32-121 и письмо Фонда от 03.12.2003 N 956/05 не получили оценки суда первой инстанции.

Судом также не выяснено: как согласуются между собой условие договора от 29.03.2001 N 32-121 о возможности корректировки фактической численности застрахованных лиц и условие дополнительного соглашения от 18.04.2003 об обязанности Администрации перечислять страховые взносы ежемесячно в размере 1/12 суммы страховых взносов, установленной Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО; исполнены ли Администрацией обязательства по уплате страховых взносов с учетом дополнительного соглашения от 18.04.2003; необходимо ли было согласовывать численность застрахованных граждан между Администрацией и Фондом, исходя из условий дополнительного соглашения, и осуществлялось ли фактически такое согласование, его правовые последствия; подавались ли сведения о численности неработающего населения в 2003 году; какими документами подтверждались сведения об изменении численности застрахованного населения.

Таким образом, суд первой инстанции, отказывая во взыскании задолженности по страховым взносам за 2003 год с соответствующей суммой пеней, не учел приведенные выше обстоятельства и документы, не дал надлежащей оценки доводу Фонда о том, что Администрация обязана была в 2003 году перечислять страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, исходя из условий дополнительного соглашения к договору, в сумме, предусмотренной Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО “О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год“.

В кассационной жалобе Фонд также ссылается на то, что судом необоснованно отказано во взыскании всей суммы начисленных пеней. Как утверждает Фонд, составленный им и представленный в материалы дела расчет пеней (л.д. 18 - 20) подтверждает систематическое нарушение Администрацией при перечислении страховых взносов в 2001 - 2002 годах срока их уплаты, установленного законодательством.

Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и пункту 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

Фонд утверждает, что Администрация не соблюдала этот срок при уплате той суммы страховых взносов, которые фактически перечислялись ею по договорам обязательного медицинского страхования. Администрация уплачивала в 2001 - 2002 годах ежемесячные страховые взносы за текущий месяц не до 25 числа текущего месяца, а до 25 числа месяца, следующего за отчетным, не соблюдая требование об уплате платежей не позднее 25 числа именно текущего месяца. Этот довод Фонда не оспаривается Администрацией, однако он не получил должной оценки суда.

Отказывая во взыскании пеней, суд не учел перечисленные обстоятельства и не исследовал составленный Фондом расчет пеней.

Согласно части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Поскольку обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции исследованы неполно, решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду следует оценить и исследовать заключенное между Администрацией и Фондом дополнительное соглашение от 18.04.2003 к договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 29.03.2001 N 32-121; проверить исполнение Администрацией обязательств по уплате страховых взносов с учетом заключенного дополнительного соглашения; выяснить мнение сторон по этому вопросу; предложить сторонам составить расчет пеней отдельно по суммам, несвоевременно уплаченным Администрацией за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также по недоимке за 2003 год, выявленной Фондом по результатам проверки; всесторонне, полно и объективно оценить сведения имеющихся в деле документов, и с учетом доводов сторон принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2005 по делу N А42-573/2005-25 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.