Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2005 N А42-15164/04-3 Вывод суда о том, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются мерой ответственности, ошибочен, поскольку пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2005 года Дело N А42-15164/04-3“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 08.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.05 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Петренко Т.И.) по делу N А42-15164/04-3,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о взыскании с муниципального учреждения - администрации ЗАТО Снежногорск (далее -
Администрация) 127974 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и 30505 руб. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов, исчисленных за период с 26.01.01 по 30.01.05.

Решением суда от 11.03.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене в части.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03 в Фонд.

По результатам проверки составлен акт от 21.06.04 N 2, на основании которого Фонд принял решение от 23.08.04 N 2 об уплате Администрацией 127974 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 7661 руб. пеней.

Во исполнение решения от 23.08.04 плательщику направлено требование от 01.09.04 N 2 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в десятидневный срок с момента получения требования. Поскольку требование Администрацией в установленный срок не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходили из того, что Администрация за период с 01.01.01 по 31.12.03 обязана перечислять в Фонд страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах сумм страховых взносов, утвержденных в
ежегодных бюджетах плательщика (Администрации) на 2001 - 2003 годы в разделе “Здравоохранение“ расходной части местного бюджета, и что у Администрации имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2003 год в сумме 216 руб. Однако во взыскании задолженности и пеней отказано со ссылкой на пропуск Фондом срока давности, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам, и отсутствие вины плательщика в несвоевременной уплате страховых взносов.

В силу статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

В силу пункта 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее - Положение), на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.

В статье 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70
НК РФ.

Следовательно, Фонд по результатам выездной проверки, проведенной в июне 2004 года, мог взыскивать недоимку и пени за три года, предшествовавшие проверке, в данном случае за 2003 год.

В рассматриваемом случае по результатам выездной проверки фондом принято решение от 23.08.04 N 2, на основании которого с соблюдением требований статьи 70 НК РФ Администрации выставлено требование от 01.09.04 N 2 об уплате задолженности по страховым взносам и пеней. С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам Фонд обратился в арбитражный суд 29.12.04, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах вывод судов о пропуске Фондом срока давности взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом
Министров Российской Федерации.

В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.01 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.

Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением.

Согласно пункту 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ (далее - Инструкция), согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения,
пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относится формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.

В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи“.

На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО “О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области“ финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания
населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе “Здравоохранение“ функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.

В силу приведенных норм органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неработающего населения.

Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

В соответствии с решением муниципального совета ЗАТО Снежногорск от 06.12.02 N 66 “Об утверждении бюджета ЗАТО Снежногорск на 2003 год“ в бюджете ЗАТО Снежногорск на 2003 год предусмотрены расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 6118000 руб. Постановлением главы ЗАТО Снежногорск от 18.12.03 N 790 расходы бюджетных средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличены на 189000 руб.

Начисление фондом страховых взносов в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования не основано ни на Законе N 1499-1, ни на Положении, ни на
Инструкции, ни на договорах.

Таким образом, суд обоснованно сделал вывод, что в 2003 году подлежали уплате страховые взносы на неработающее население в общей сумме 6307000 руб. Фактически за указанный период перечислено 6306784 руб., что подтверждается актом проверки от 21.06.04 N 2 и подписанным сторонами актом сверки (л.д. 29). Следовательно, задолженность администрации по страховым взносам за 2003 год составила 216 руб., которые и подлежат взысканию с администрации. В удовлетворении остальной части требований о взыскании задолженности по уплате страховых взносов судом обоснованно отказано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены.

Поскольку ответчик в установленные сроки не перечислил 216 руб. взносов, Фонд обоснованно начислил на указанную задолженность соответствующие пени с 26.12.03 по 30.01.05.

Выводы суда о том, что пени за задержку уплаты страховых взносов на неработающее население являются мерой ответственности, ошибочны, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не рассматривает пени в качестве санкции или вида ответственности. При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в части отказа во взыскании 216 руб. задолженности по уплате
страховых взносов на неработающее население и соответствующих пеней.

Кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для взыскания с Администрации пеней за нарушение срока уплаты страховых платежей.

В жалобе Фонд ссылается на то, что судами необоснованно отказано во взыскании всей суммы начисленных пеней. Как утверждает Фонд, составленные им и представленные в материалы дела расчеты пеней (л.д. 18 - 19, т. 1) подтверждают нарушение Администрацией в отдельные периоды при перечислении страховых взносов срока их уплаты, установленного законодательством и договорами.

Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

Отказывая во взыскании пеней, суды не учли названное обстоятельство и не исследовали составленный Фондом расчет пеней в части, касающейся их начисления за просрочку взносов, фактически перечислявшихся Администрацией, и обязанность уплаты которых администрация не оспаривает. Фонд заявляет, что Администрация уплачивала страховые взносы в 2001 - 2003 годы в месяце, следующем за отчетным, не соблюдая требование о внесении платежей не позднее 25 числа текущего месяца. Этот довод Фонда не получил оценки судов. Отказ во взыскании пеней, начисленных на недоимку, выявленную по результатам проверки, является обоснованным. Однако суд кассационной инстанции не может самостоятельно исчислить размер пеней, начисленных: по акту проверки на сумму задолженности, установленную актом проверки, исходя из сумм, предусмотренных территориальной программой; за просрочку уплаты платежей, а также на 216 руб. недоимки по уплате страховых взносов за 2003 год.

Поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе давать оценку обстоятельствам, не исследованным судами первой и апелляционной инстанций, то дело в части отказа во взыскании с Администрации 30505 руб. пеней подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вышеприведенные доводы Фонда, предложить сторонам составить расчет пеней отдельно на сумму, несвоевременно уплаченную Администрацией по договорам обязательного медицинского страхования за период с 01.01.01 по 31.12.03, и на недоимку, выявленную Фондом по результатам проверки, на 216 руб. недоимки по уплате страховых взносов за 2003 год; заслушать мнение сторон по размеру пеней и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 по делу N А42-15164/04-3 отменить в части отказа во взыскании с муниципального учреждения - администрации ЗАТО Снежногорск 216 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное страхование неработающего населения за 2003 год и 30505 руб. пеней.

Взыскать с муниципального учреждения - администрации ЗАТО Снежногорск в доход соответствующих бюджетов Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования 216 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное страхование неработающего населения за 2003 год.

Дело в части отказа во взыскании с муниципального учреждения - администрации ЗАТО Снежногорск 30505 руб. пеней направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ХОХЛОВ Д.В.