Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2005 N А44-10527/04-С16 Суд правомерно взыскал с Минфина РФ за счет казны РФ убытки, понесенные ОАО в связи с предоставлением определенной категории граждан льгот по оплате услуг связи, поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета субъекту РФ субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2005 года Дело N А44-10527/04-С16“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И., рассмотрев 12.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27.04.2005 (судья Деменцова И.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2005 (судьи Александров С.А., Никитина Л.А., Чепрасов А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10527/04-С16,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Валдайского района Новгородской области (далее - Администрация района) о взыскании 334064 руб. 93 коп. затрат, понесенных в связи
с предоставлением в период с 2001 по 2003 год определенной категории граждан льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон).

Определениями от 10.12.2004 и от 21.01.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Комитет финансов Администрации района (далее - Комитет финансов района) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) соответственно.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новгородской области (далее - Администрация области), Комитет финансов Администрации области (далее - Комитет финансов области) и Комитет по социальным вопросам Администрации района.

До принятия судом решения Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказалось от части заявленных исковых требований и просило взыскать с надлежащего ответчика 78839 руб. 37 коп. компенсации.

Решением от 27.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005, исковые требования удовлетворены частично. С Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 18076 руб. 55 коп. компенсации. В иске к Администрации района и Комитету финансов района отказано. Суд принял отказ Общества от взыскания 255225 руб. 56 коп. компенсации и производство по делу в этой части прекратил.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в
кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, истец в период с 2001 по 2003 год в соответствии со статьей 28 Закона предоставлял льготы по оплате услуг связи инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории Валдайского района Новгородской области.

Неполное возмещение истцу расходов, связанных с реализацией льгот, установленных Законом, послужило причиной обращения Общества в суд с настоящим иском.

Факт предоставления истцом льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом и подтверждены материалами дела.

Согласно статье 30 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила), действие которых продлено на 2001, 2002 и 2003 годы, финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации в финансовом году.

Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу об удовлетворении требования о взыскании упомянутых расходов за счет казны Российской Федерации.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать
обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод жалобы о том, что Российская Федерация в лице Минфина РФ выполнила обязанности по финансированию Новгородской области для возмещения расходов организаций, связанных с предоставлением льгот, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции. Минфин РФ не представил доказательства выделения из федерального бюджета Новгородской области субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере, тогда как нецелевого использования Новгородской областью бюджетных средств выявлено не было.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что компенсации подлежат расходы на предоставление названных льгот за вычетом включенной в них суммы налога на добавленную стоимость.

Не может быть принят во внимание и довод подателя жалобы о том, что истец не доказал незаконность действий Минфина РФ, так как правоотношения, возникающие между предприятиями и организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми. Следовательно, компенсация затрат (выпадающих доходов) организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость лишь от вины органа, уполномоченного государством осуществлять эти выплаты.

Кассационная инстанция не усматривает нарушений судом норм материального и процессуального права и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10527/04-С16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

КИРИЛЛОВА И.И.