Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2005 N А66-3137/2005 Отклонив довод ИФНС о том, что при взыскании с бюджетных учреждений недоимок по налогам подлежит применению трехлетний срок исковой давности, установленный ГК РФ, суд отказал в удовлетворении требований инспекции о взыскании с лесхоза недоимки по НДС, поскольку инспекция обратилась в суд с названным заявлением по истечении предусмотренного ст. 48 НК РФ пресекательного срока.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2005 года Дело N А66-3137/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Карташова А.А. (доверенность от 22.02.05 N 03-23/5), от Бежецкого лесхоза - учреждения Федеральной службы лесного хозяйства России Цыкиной О.И. (приказ от 11.10.04 N 18-к), рассмотрев 13.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.05 по делу N А66-3137/2005 (судья Ильина В.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 2 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Бежецкого лесхоза - учреждения Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Лесхоз) 207808 руб. недоимки и 50698 руб. 79 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда от 16.05.05 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 16.05.05, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом пункта 3 статьи 46 и пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, поскольку Лесхоз является государственным учреждением и имеет счета в органах Федерального казначейства, налоговый орган не вправе взыскивать денежные средства в порядке статьи 46 НК РФ, а также обращать взыскание на имущество в рамках статьи 47 НК РФ, в связи с чем при определении срока исковой давности взыскания задолженности следует руководствоваться общим трехлетним сроком, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В отзыве Лесхоз, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить решение суда от 16.05.05 без изменения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Лесхоза - доводы отзыва.

Законность решения от 16.05.05 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Лесхоз 20.10.03 представил в налоговый орган декларацию по НДС за III квартал 2003 года.

По результатам проверки названной декларации Инспекция приняла решение от 24.12.03 N 1224 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 41562 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, доначислении 207808 руб. НДС и начислении
7269 руб. пеней по этому налогу.

В обоснование принятого решения налоговый орган сослался на неправомерное применение Лесхозом льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, выражающейся в исключении из объектов обложения НДС выручки, полученной от реализации древесины от рубок ухода за лесом.

Инспекция направила налогоплательщику требования от 24.12.03 N 5895 и N 5896 об уплате налога, пеней и штрафа в срок до 02.01.04.

Лесхоз добровольно названные суммы не перечислил, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Инспекция подала в суд заявление о взыскании с ответчика налога и пеней за пределами предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ пресекательного срока (06.04.05), в связи с чем отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации.

Как правильно указал суд первой инстанции, операции по реализации древесины от рубок ухода за лесом не являются исключительными полномочиями лесхозов, а следовательно, они обязаны уплачивать НДС с выручки, полученной от такой реализации.

Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Из пункта 3 названной статьи следует, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения
требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что пунктом 3 статьи 46 НК РФ не устанавливается срок, в течение которого налоговый орган должен обратиться с иском в суд. Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении рекомендовал судам исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения шестидесятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Статьей 70 НК РФ предусмотрены сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней.

В пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Суд первой инстанции правильно истолковал положения статей 46 - 47 НК РФ и указал, что, поскольку
обе эти статьи регламентируют порядок принудительного взыскания налоговым органом не уплаченной налогоплательщиком в установленный срок суммы налога, в данном случае применяются сроки, установленные пунктом 3 статьи 46 НК РФ.

Общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством, не могут использоваться в публичных правоотношениях, поскольку согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

Кроме того, применение в отношении бюджетных организаций трехлетнего срока давности взыскания налогов и пеней нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, изложенные в статье 3 НК РФ, и ставит такие учреждения в неравное положение с другими налогоплательщиками.

В данном случае налоговый орган установил срок исполнения требования от 24.12.03 об уплате недоимки и пеней до 02.01.04.

Следовательно, срок бесспорного взыскания налога в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 46 НК РФ, истек 02.03.04, а срок обращения с заявлением в суд - 02.09.04. Инспекция обратилась с заявлением 06.04.05.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 16.05.05 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.05 по делу N А66-3137/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

МОРОЗОВА Н.А.