Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2005 N А42-15159/04-31 Суд неправомерно отказал в удовлетворении требований ФОМС о взыскании с администрации города задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поскольку факт наличия недоимки по страховым взносам установлен материалами дела и не оспаривается администрацией.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2005 года Дело N А42-15159/04-31“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.05 N 420/03), рассмотрев 13.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.05 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.05 (судьи Протас Н.И., Петренко Т.И., Шестакова М.А.) по делу N А42-15159/04-31,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с
заявлением о взыскании с администрации города Мурманска (далее - администрация) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год в сумме 35634882 руб., в том числе 32096580 руб. недоимки по страховым взносам и 3358302 руб. пеней.

Решением суда от 09.03.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.05 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты. По мнению подателя жалобы, суд, отказывая во взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней в связи с пропуском срока на обращение в арбитражный суд, неправильно применил нормы материального права.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы.

Администрация о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, фондом 12.10.04 вынесено решение N 23 о проведении выездной проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.03 по 31.12.03.

Администрацией письмом от 18.10.04 было отказано фонду в проведении выездной проверки по причине отсутствия у органов фонда соответствующих полномочий в связи с вступлением с 01.08.04 в силу Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления“.

Фондом проведена проверка администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.03 по 31.12.03 в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

По результатам проверки составлен акт от 18.11.04 N 23, в котором отражена выявленная задолженность по уплате страховых взносов за 2003 год - 32096580 руб. По результатам рассмотрения акта проверки принято решение от 06.12.2004 и направлено администрации требование от 10.12.04 об уплате 32096580 руб. недоимки по страховым взносам и 3538302 руб. пеней.

Поскольку требование в установленный срок не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней.

Отказывая во взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за просрочку уплаты страховых взносов, суды обеих инстанций исходили из того, что фондом пропущен установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок для обращения в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае и далее по тексту имеется в виду Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 02.04.1993 N 4741-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N 4741-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 4 названного закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Закона N 4741-1 предусмотрено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 17 Закона N 4741-1 предусматривает, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Статьей 4 Закона Мурманской области “О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области“ также предусмотрено регулирование договором взаимоотношений между местной администрацией и фондом.

Судом установлено, что администрация не оспаривает наличие 32096580 руб. недоимки по уплате страховых взносов за 2003 год и 3538302 руб. пеней.

В соответствии с пунктом 26 статьи 54 Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ пункт 2 статьи 82 НК РФ о праве органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ, и наличии у них прав, предусмотренных указанной главой для налоговых органов, признан утратившим силу.

В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Постановление N 4543-1).

Постановлением N 4543-1 были утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В силу пункта 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Положение), учет страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды осуществляется Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования совместно с налоговыми органами.

Согласно пункту 11 указанного положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования
и налоговыми органами.

Из анализа названных норм следует, что специальным законодательством о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделены правом по учету и контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Следовательно, выводы суда об отсутствии у фонда полномочий по контролю и учету страховых взносов и, соответственно, проведению проверок являются ошибочными.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

В силу статьи 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Следовательно, фонд по результатам проверки, проведенной в ноябре 2004 года, мог взыскивать недоимку и пени за три года, предшествовавшие проверке, в данном случае - за 2003 год.

Страховые платежи на обязательное медицинское страхование не относятся к налоговым платежам, но являются обязательными платежами.

В связи с тем, что в соответствии с пунктом 26 статьи 54 Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ пункт 2 статьи 82 НК РФ о праве органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ и наличии у них прав, предусмотренных указанной главой для налоговых органов, признан утратившим силу, а специальным законодательством о медицинском страховании не предусмотрен порядок
взыскания с юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством, то выводы судов о пропуске фондом срока на обращение в арбитражный суд являются ошибочными.

Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2003 год, о чем составлен акт проверки от 18.11.04, и установлено занижение сумм страховых взносов, подлежащих уплате. По результатам рассмотрения акта проверки фондом вынесено решение от 06.12.04 N 23.

Учитывая, что администрация признала факт задолженности по уплате страховых взносов, то требования фонда являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания 32096580 руб. задолженности и 538302 руб. пеней.

Судебные акты подлежат отмене.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.05 по делу N А42-15159/04-31 отменить.

Взыскать с администрации города Мурманска в доход соответствующих бюджетов Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования 32096580 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и 538302 руб. пеней.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ХОХЛОВ Д.В.