Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2006 N А31-6484/2005-7 Квитанции к приходному кассовому ордеру с выделенной строкой суммы налога на добавленную стоимость являются надлежащим основанием вычета или возмещения налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 января 2006 года Дело N А31-6484/2005-7“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее Инспекция, налоговый орган) от 18.02.2005 N 164/07 о начислении 103060 рублей налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и налоговой санкции.

Решением суда первой инстанции от 18.10.2005 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области.

Заявитель считает,
что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статьи 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и не применил пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“. По его мнению, необходимым условием для предъявления к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной путем осуществления наличных денежных расчетов, является наличие у налогоплательщика кассового чека.

ООО в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав, что законодатель не конкретизировал, какими именно документами налогоплательщик должен подтвердить уплату налога на добавленную стоимость, поэтому представленные Обществом квитанции к приходным кассовым ордерам с выделенной суммой налога, составленным по форме, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88, являются достаточным доказательством уплаты налога поставщику.

В судебном заседании представители ООО поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.

Законность принятого Арбитражным судом Костромской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО представило 24.11.2004 в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года, в которой заявило к возмещению 400665 рублей названного налога.

В ходе камеральной проверки данной декларации Инспекция установила неуплату Обществом 103060 рублей налога на добавленную стоимость вследствие необоснованного применения налогоплательщиком налогового вычета в сумме 169803 рублей, а именно ввиду непредставления Обществом кассовых чеков, подтверждающих уплату поставщикам (ООО “Стела МТ“,
ООО “Билокси“, ООО “Колибри Р“) наличными денежными средствами 169803 рублей налога.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции принял решение от 18.02.2005 N 164/07 о привлечении ООО к ответственности за неуплату 103060 рублей налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20612 рублей и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить указанные суммы недоимки и налоговой санкции, а также 5368 рублей пеней.

Общество обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, руководствовался статьей 169, пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, положениями постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“. При этом суд исходил из того, что Общество надлежащим образом подтвердило уплату поставщикам 169803 рублей налога на добавленную стоимость и, следовательно, право на применение налогового вычета в спорной сумме.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных
документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

В пункте 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Из указанных норм следует, что необходимым условием для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость является уплата данного налога при приобретении товаров (работ, услуг), подтвержденная соответствующими первичными документами.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем согласно пункту 13 Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“ утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, в том числе формы N КО-1 “Приходный кассовый ордер“, КО-2 “Расходный кассовый ордер“, распространенные на юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Таким образом, квитанция к приходному кассовому ордеру является первичным документом, свидетельствующим о внесении наличных денежных средств в кассу организации-продавца, и, следовательно, представление организацией-покупателем данного документа с выделенной суммой налога на добавленную стоимость подтверждает фактическую уплату этой суммы налога наличными денежными средствами.

Арбитражный суд Костромской области, всесторонне, объективно и полно исследовавший представленные в материалы дела доказательства (листы дела 21 - 58), установил, что представленные ООО квитанции к приходным кассовым ордерам и счета-фактуры подтверждали уплату Обществом поставщикам (ООО “Стела МТ“, ООО “Билокси“, ООО “Колибри Р“) наличными денежными средствами 169803 рублей налога на добавленную стоимость. Приобретенные товары поставлены налогоплательщиком на учет.

Инспекция не отрицает данный факт.

С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали основания для признания незаконным предъявления Обществом
к вычету 169803 рублей налога на добавленную стоимость, поэтому суд правомерно признал недействительным решение Инспекции от 18.02.2005 N 164/07.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.10.2005 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-6484/2005-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.