Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.09.2005 N А13-616/2005-20 Суд правомерно взыскал за счет казны РФ убытки, образовавшиеся у истца в связи с предоставлением льготным категориям граждан бесплатного проезда в общественном транспорте, установив факт недостаточности средств, выделенных из федерального бюджета субъекту РФ для компенсации затрат по предоставлению указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2005 года Дело N А13-616/2005-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А., рассмотрев 30.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28.03.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 (судьи Левичева С.А., Кургин А.Ф., Сахарова Е.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-616/2005-20,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Никольское автотранспортное предприятие“ (далее - ООО “Никольское АТП“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию “Никольский муниципальный район“, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании
13261 руб. 30 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льготной категории граждан бесплатного проезда в общественном транспорте в 2001 году во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определением от 21.02.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены департамент финансов Вологодской области и государственное унитарное предприятие “Областная дирекция автобусных перевозок“.

Решением от 28.03.2005 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет Вологодской области, поскольку департамент финансов не направил заявку о дополнительном выделении недостающих денежных средств.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.

Как следует из материалов дела, истцом в 2001 году в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льготным категориям граждан предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 30 названного Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны,
попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по бесплатному проезду, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Вологодской области для компенсации затрат по реализации Закона.

Довод подателя жалобы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет Вологодской области, правомерно не принят судом первой и апелляционной инстанций, так как постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, на которое ссылается Минфин РФ, предусмотрена возможность внесения предложений об изменении размеров субсидий, выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации, лишь в пределах общего объема средств, выделяемых из Фонда компенсаций, тогда как доказательства наличия такого остатка либо нецелевого использования денежных средств Вологодской областью отсутствуют.

Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-616/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ЧЕРТИЛИНА З.А.